27 декабря 2017 года на заседании Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики обсуждался проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, предложенный Министерством юстиции России (далее – проект Концепции) с учетом доводов и предложений, высказанных адвокатами Адвокатской палаты Удмуртской Республики в ходе проведения научно-практической конференции, состоявшейся 01 декабря 2017 года.
В ходе научно-практической конференции адвокатов Адвокатской палаты Удмуртской Республики, посвященной обсуждению проекта Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, адвокатским сообществом Удмуртской Республики были сформулированы следующие положения:
1. Предложенный Министерством юстиции России проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи подготовлен без учета данных о количестве юристов, которые могут пожелать приобрести статус адвоката в рамках реализации Концепции, а также в отсутствии достоверной информации об объеме необходимой для населения и экономики юридической помощи (в том числе в ее ценовой категории). При этом очевидно, что положения проекта Концепции практически не оставляют перед не интегрированными в адвокатское сообщество юристами выбора в вопросе вхождения в адвокатскую корпорацию на предлагаемых проектом условиях. Вхождение в состав адвокатской корпорации неопределенного количества частнопрактикующих юристов (по некоторым оценкам - от 1 до 2 миллионов) может привести по результатам ее реализации к неопределенным социальным последствиям.
2. Так, в частности, вхождение в состав корпорации большого количества частнопрактикующих юристов, не обладающих достаточной квалификацией и знаниями в отрасли уголовного судопроизводства, приведет, как минимум, к трем последствиям: демпингу юридических услуг и естественному первоначальному снижению гонораров ныне практикующих в сфере уголовного процесса адвокатов; их вынужденному уходу из профессии в результате резко возросшей конкуренции; процессуальному хаосу и естественному падению качества оказываемых услуг.
3. Создание предусмотренных Концепцией коммерческих форм адвокатских образований, которые обладают безусловными конкурентными преимуществами перед «классическими адвокатами», может привести к уходу из профессии адвокатов, не вошедших в состав таких бизнес-корпораций, в том числе, на условиях трудового договора.
Частным проявлением обозначенной проблемы может стать участие коммерческих форм адвокатских образований в закупках юридических услуг, предметом которых, судя по всему, станет деятельность адвокатов «по назначению» в уголовном судопроизводстве. Представляется очевидным, что капитализированные формы адвокатских образований будут обладать в этом процессе конкурентными преимуществами, что также повлечет вытеснение из профессии действующих в настоящее время адвокатов.
4. Использование в адвокатуре коммерческих организационных форм приведет к существенному увеличению цен на услуги для населения и одновременному уменьшению гонорара адвокатов. Согласно положениям проекта Концепции и его комментариям со стороны руководителей Министерства юстиции России, коммерческие формы адвокатских образований могут быть объектом инвестиций лиц, не являющихся адвокатами. Концепция не предполагает ограничений в части субъектного состава учредителей этих коммерческих форм (учредителями могут стать и не адвокаты), а также с точки зрения целей их деятельности (не только оказание юридических услуг).
При таких условиях гонорар адвоката, привлекаемого к работе в коммерческой фирме по трудовому договору, будет включать в себя изначально закладываемую прибыль коммерческого субъекта, в связи с этим цена юридической услуги для гражданина будет иметь тенденцию к росту, а «очищенный от прибыли» гонорар адвоката – к падению.
5. Реализация декларируемой в проекте Концепции идеи сохранения или даже расширения налоговых преференций адвокатуры сомнительна с точки зрения фискальных целей налогообложения. Представляется, что при разрешении вопросов налогообложения адвокатской деятельности родовая характеристика коммерческих адвокатских образований (извлечение прибыли) будет превалировать над их видовой характеристикой (оказание юридических услуг). В результате этого налоговая нагрузка на адвокатскую деятельность может возрасти.
6. В проекте Концепции не отражено соотношение природы трудового договора адвоката (который декларируется как один из центральных элементов Концепции) и таких институтов и атрибутов адвокатской деятельности как адвокатская независимость, адвокатская тайна и персональная ответственность адвоката.
7. Вызывает недоумение высказанная в проекте Концепции идея о несовместимости статуса адвоката с его судимостью за совершение умышленных преступлений, вне зависимости от ее погашения и снятия.
Подобное регулирование представляется антиконституционным.
Не вызывает сомнения, что институт погашения судимости зиждется на гуманистических идеях способности личности к исправлению и саморазвитию. Отрицание подобных свойств человеческой личности противоречит гуманистическим началам построения демократического правового государства и конституционному принципу признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Кроме того общеизвестно, что уголовное преследование гражданина (и даже признание его виновным в совершении преступления) на практике далеко не всегда оправдано с точки зрения требований морали и справедливости. С учетом специфики изначально (по природе правоотношения) конфликтных взаимоотношений института защиты с осуществляющими уголовное преследование гражданина институтами государственной власти, предлагаемое авторами проекта Концепции регулирование приведет к уничижению независимости адвоката и самого института адвокатуры.
8. Реализация проекта Концепции недопустима в имеющих место условиях выстраивания жесткой вертикально-подчиненной модели адвокатуры с умалением принципов ее самоуправления, корпоративности и независимости.
Распространение сферы регулирования Кодекса профессиональной этики адвокатов за пределы профессии, попытки запрета внутрикорпоративной критики и свободы высказывания адвокатов, наконец, попытка лишения адвокатов права на судебное обжалование решений о прекращении статуса – эти «новеллы» внутрикорпоративного строительства последних лет создают в адвокатуре обстановку, противоречащую изначально положенным в ее основание принципам профессионального сообщества, действующего на демократических основах самоуправления, гарантирующих профессиональную и личную независимость его членов.
При этом действующее правовое регулирование и сложившаяся практика формирования руководящих органов адвокатуры привели к ситуации их стагнации и «самовоспроизводства» вне демократических выборных процедур, отсутствию действенных механизмов «обратной связи» и подотчетности.
Проект Концепции предусматривает невозможность не только судебного представительства, но и любого иного оказания юридических услуг на возмездной основе вне статуса адвоката.
При таком положении дел реализация проекта Концепции без изменения существующего правового регулирования и фактического положения в адвокатуре приведет к тому, что лишение адвоката его статуса автоматически приведет к лишению права на профессию. Наделение органов адвокатской корпорации подобными «судьбоносными» для личности человека функциями без восстановления демократических принципов деятельности адвокатуры недопустимо.
Соответствующие предложения Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики по изменению Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ранее неоднократно направлялись в органы государственной власти (прилагаются; предложения в редакции 2013 года). Полагаем, что предложения не утратили своей актуальности и к настоящему моменту.
Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики считает необходимым поддержать изложенные тезисы и полагает, что проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи требует доработки с учетом указанных соображений.
Приложение:
Статья 30. Собрание (конференция) адвокатов
Статья 31. Совет адвокатской палаты
Статья 31.1 Президент адвокатской палаты
Статья 36. Всероссийский съезд адвокатов
Статья 37. Совет Федеральной палаты адвокатов
Статья 37.1 Президент Федеральной палаты адвокатов