Дело Дмитрия Талантова

В сопроводительном письме от 29 марта 2017 года Президента Гильдии Российских адвокатов, Заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Г.Б. Мирзоева, в частности, отмечено, что  ознакомившись с содержанием предлагаемых изменений и дополнений, учитывая прогнозируемый позитивный эффект от включения большинства из них в положения КПЭА, а так же принимая во внимание их значимость для развития этических норм адвокатской профессии, непротиворечивость и надлежащую юридическую проработанность, Гильдия Российских адвокатов полагает возможным учесть их при подготовке окончательного текста проекта изменений и дополнений КПЭА, который будет предложен для утверждения на всероссийском съезде адвокатов.

Приложение: заключение научно-консультативного и экспертного совета Гильдии Российских адвокатов: 

В сопроводительном письме от 29 марта 2017 года Президента Гильдии Российских адвокатов, Заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Г.Б. Мирзоева, в частности, отмечено, что  ознакомившись с содержанием предлагаемых изменений и дополнений, учитывая прогнозируемый позитивный эффект от включения большинства из них в положения КПЭА, а так же принимая во внимание их значимость для развития этических норм адвокатской профессии, непротиворечивость и надлежащую юридическую проработанность, Гильдия Российских адвокатов полагает возможным учесть их при подготовке окончательного текста проекта изменений и дополнений КПЭА, который будет предложен для утверждения на всероссийском съезде адвокатов.

Приложение: заключение научно-консультативного и экспертного совета Гильдии Российских адвокатов: 

24-28 марта 2017 г. в форме заочного сбора мнений членов Научно-консультативного и экспертного совета Гильдии российских адвокатов и Комиссии по защите прав адвокатов-членов адвокатских образований Гильдии российских адвокатов проведено обсуждение письма заместителя председателя комиссии по этике и стандартам ФПА РФ, первого вице-президента ГРА, президента адвокатской палаты Удмуртской Республики Д.Н. Талантова (исх. № 326 от 24.03.2017 г.), содержащее замечания и предложения по тексту проекта изменений и дополнений, предлагаемых к внесению в Кодекс профессиональной этики адвоката.

Ознакомившись с содержанием предлагаемых изменений и дополнений, учитывая прогнозируемый позитивный эффект от их принятия и, соответственно, включения в положения КПЭА, значимость для развития этических норм адвокатской профессии, непротиворечивость, а также надлежащую юридико-техническую проработанность представляется необходимым учесть ряд предложений при формулировании окончательного текста проекта изменений и дополнений в КПЭА, который будет вынесен на утверждение Всероссийского съезда адвокатов. Предлагаемые изменения выделены в тексте 

 1. Об изложении ст. 1 КПЭА в следующей редакции: 
 Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, основанные на нравственных критериях и традициях адвокатуры, на международных стандартах и правилах адвокатской профессии, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
 Адвокаты вправе в своей деятельности руководствоваться нормами и правилами Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского Сообщества постольку, поскольку эти правила не противоречат законодательству об адвокатской деятельности и адвокатуре и положениям настоящего Кодекса.
 "Никакое положение настоящего Кодекса не должно толковаться как ограничивающее или умаляющее права и свободы членов адвокатского сообщества, а также принципы законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, на основании которых действует адвокатура.".
 Представляется необходимым согласиться с разработчиками предлагаемых поправок в том, что данная поправка призвана гарантировать соблюдение должного баланса общегражданских прав адвокатов и внутрикорпоративных требований КПЭА, а также принципов, на основании которых действует адвокатура (ч. 2 ст. 3 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"). В указанном качестве поправка необходима для целей надлежащего понимания и применения новелл Кодекса.
 2. Об изложении ч.2 ст. 5 КПЭА в следующей редакции: 
 "2. Адвокат должен избегать действий (бездействия), направленных к подрыву доверия к нему, а также наносящих ущерб авторитету адвокатуры.".
 Представляется необходимым согласиться с разработчиками предлагаемых поправок в том, что доверие, как и доверительные отношения, являются характеристикой должных отношений  между доверителем и адвокатом. В том случае, когда речь идет об адвокатуре в целом, более правильно говорить об авторитете адвокатуры,  используя устоявшуюся в КПЭА терминологию  (ч. 4 ст. 9 Кодекса).  
 3. Об изложении ч.3 ст. 9 КПЭА в следующей редакции: 
 "Адвокат не вправе:
- вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности. 
- вне рамок адвокатской деятельности оказывать юридические услуги (правовую помощь), за исключением деятельности по урегулированию споров, в том числе в качестве медиатора, третейского судьи, участия в благотворительных проектах других институтов гражданского общества, предусматривающих оказание юридической помощи на безвозмездной основе, а также иной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством.".
 Представляется необходимым согласиться с разработчиками предлагаемых поправок в том, что наиболее целесообразно регулировать правоотношения через запрет заниматься определенными видами деятельности, а не через перечисление той деятельности и действий, которые адвокату разрешены  законодательством. Само по себе перечисление разрешенной адвокату деятельности изначально не может быть исчерпывающим ввиду множественности ее видов. Исходя из правила, закрепленного в статье 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", адвокату не разрешается вступать в трудовые отношения в качестве работника. Никаких иных запретов по осуществлению адвокатом того или иного вида деятельности, запретов на распоряжение своим имуществом и денежными средствами законодательство не содержит.
 4. Об изложении части 3.1 статьи 9 в новой редакции:
 "3.1. Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как правило, несовместимо со статусом адвоката. Исключение из общего правила составляют случаи разового, на бесконтрактной основе, сотрудничества адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, когда защитить собственные интересы, связанные с осуществлением профессиональной деятельности, а также интересы доверителя иным образом не представляется возможным".
 Представляется необходимым согласиться с разработчиками предлагаемых поправок в том, что данное предложение соответствует разъяснениями КЭС ФПА РФ по этому вопросу.
 5. Об дополнении ст. 9 КПЭА частью 5: 
 "5. В ходе осуществления профессиональной деятельности, а равно в иных случаях, когда адвокат действует или позиционирует себя в качестве члена адвокатского сообщества, адвокат должен избегать совершения действий, которые могут нанести ущерб авторитету адвокатуры."
 Представляется необходимым согласиться с разработчиками предлагаемых поправок в том, что соответствующая новелла ясна для понимания и отвечает принципу иерархии общегражданских и узкопрофессиональных прав и свобод.
 6. Об изложении ч. 2 ст. 10 КПЭА в следующей редакции:
 "Если после принятия поручения выявятся обстоятельства, при которых адвокат был не вправе принимать поручение, он должен расторгнуть соглашение. Принимая решение о невозможности выполнения поручения и расторжении соглашения, адвокат должен по возможности заблаговременно поставить об этом в известность доверителя с тем, чтобы последний мог обратиться к другому адвокату.".
 Представляется необходимым согласиться с разработчиками предлагаемых поправок в том, что необходима выработка адекватной и соответствующей законодательству позиции по вопросу о допустимости расторжения соглашения в ходе осуществления уголовного судопроизводства.
 7. Об дополнении ч.1 ст. 14 КПЭА следующим предложением:
 "Адвокат должен заблаговременно уведомлять суд или следователя о том, что у него отпали правовые основания для дальнейшего исполнения принятого поручения".
 Представляется необходимым согласиться с разработчиками предлагаемых поправок в том, что подобные вопросы часто возникают в дисциплинарной практике, а потому требуют адекватного отражения в нормах КПЭА.
 8. Об изложении ч. 2 ст. 15 КПЭА в следующей редакции: 
 "2. Адвокат не должен:
 1) употреблять выражения, умаляющие честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката, а также распространять не соответствующие действительности сведения, умаляющие авторитет адвокатуры;".
 Представляется необходимым согласиться с разработчиками предлагаемых поправок в том, что предлагаемую норму следует формулировать через содержащиеся в законе и апробированные на практике правовые термины и запреты.
 9. О дополнении ч. 6 ст. 15 КПЭА следующим предложением:
 "Решения органов адвокатского самоуправления считаются надлежащим образом доведенными до адвокатов и адвокатских образований с момента их размещения на официальном сайте палаты.".
 Данное предложение отвечает тенденциям в области информирования адвокатов о деятельности органов адвокатского самоуправления.
 10. Об изложении ч.1 ст. 17 КПЭА в следующей редакции:
 "1.  В месте нахождения (размещения) адвокатского образования должна содержаться информация об адвокатском образовании и адвокатах, являющихся членами адвокатского образования, с указанием на  принадлежность к соответствующей адвокатской палате субъекта Российской Федерации.".
 Данное предложение отвечает требованиям о достоверном информировании адвокатскими образованиями о своей деятельности и об адвокатах, являющихся членами соответствующего адвокатского образования.
 11. Об изложении ст. 18.2  КПЭА в следующей редакции:
 "1. Комиссия по этике и стандартам является коллегиальным органом Федеральной палаты адвокатов, осуществляющим разработку  стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской деятельности, дающим обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов разъяснения по вопросам применения  настоящего Кодекса, а также осуществляющим в соответствии с настоящим Кодексом и регламентом Комиссии по этике и стандартам иные полномочия.
Регламент Комиссии по этике и стандартам утверждается советом Федеральной палаты адвокатов.
   2. Комиссия по этике и стандартам формируется сроком на четыре года в количестве шестнадцати членов по следующим нормам представительства:
1) от адвокатов - президент Федеральной палаты адвокатов, а также девять адвокатов, избираемых Всероссийским съездом адвокатов;
2) от федерального органа юстиции - два представителя;
3) от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - два представителя;
4) от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - два представителя.
3. Председателем Комиссии по этике и стандартам является Президент Федеральной палаты адвокатов по должности.
4. Комиссия по этике и стандартам по представлению председателя Комиссии по этике и стандартам избирает из своего состава двух или более заместителей председателя сроком на четыре года.
5. Заседание Комиссии по этике и стандартам считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее двух третей ее членов.
6. Комиссия по этике и стандартам:
1) разрабатывает для утверждения Всероссийским съездом адвокатов обязательные для всех адвокатов стандарты оказания квалифицированной юридической помощи и другие стандарты адвокатской деятельности, а также обобщает практику применения указанных стандартов;
2) по запросу президента Федеральной палаты адвокатов, совета Федеральной палаты адвокатов, совета адвокатской палаты дает обязательные для всех адвокатских палат и адвокатов и утверждаемые советом Федеральной палаты адвокатов разъяснения по вопросам применения настоящего Кодекса  и положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов;
3) обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и в связи с этим разрабатывает для утверждения советом Федеральной палаты адвокатов необходимые рекомендации;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные регламентом Комиссии по этике и стандартам.
7. Решения Комиссии по этике и стандартам принимаются простым большинством голосов членов Комиссии по этике и стандартам, участвующих в ее заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Комиссии по этике и стандартам.".

 Данное предложение вызвано необходимостью приведения ст. 18.2 КПЭА в соответствие со ст. 37.1 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
 12. О дополнении ч. 6 ст. 19 КПЭА и включении в нее новых частей 8, 9, 10.
 "6. После возбуждения дисциплинарного производства лица, органы и организации, обратившиеся с жалобой, представлением, обращением, адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, а также представители перечисленных лиц, органов и организаций являются участниками дисциплинарного производства.
Участники дисциплинарного производства обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им правами и не допускать злоупотреблений. 
   8. Квалификационная комиссия или Совет адвокатской палаты вправе принять решение о приостановлении дисциплинарного производства при наличии судебного спора о фактах, имеющих юридическое значение для установления наличия дисциплинарного проступка. 
  9. Дисциплинарное производство возобновляется после поступления в  Квалификационную комиссию или Совет адвокатской палаты вступившего в законную силу соответствующего судебного акта. Участники дисциплинарного производства извещаются о возобновлении и дальнейшем рассмотрении дисциплинарного производства. 
    10. Приостановление дисциплинарного производства приостанавливает течение сроков привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, установленных частью 5 статьи 18 настоящего Кодекса." .

 Представляется необходимым согласиться с разработчиками предлагаемых поправок в том, что они будут способствовать ограничениям в части злоупотребления правами со стороны участников дисциплинарного производства.
 13.  О дополнении ч. 2.1. ст. 20  КПЭА новым абзацем.
  "При поступлении в отношении одного адвоката нескольких жалоб, представлений, обращений президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации либо лицо, его замещающее, вправе возбудить по ним объединенное дисциплинарное производство, а квалификационная комиссия и Совет вправе объединить в одно несколько дисциплинарных производств, возбужденных в отношении одного адвоката.
  При рассмотрении и разрешении объединенного дисциплинарного производства, Совет может применить к адвокату только одну меру дисциплинарной ответственности, предусмотренную частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса.".
  Данное предложение будет способствовать уточнению порядка рассмотрения объединенного дисциплинарного производства и появлению возможности применения мер дисциплинарной ответственности с учетом совокупности имеющихся нарушений норм КПЭА.
 14.  Об изложении ч.1 ст. 21 КПЭА в новой редакции: 
 "Извещения и иные документы, направляемые адвокату в соответствии с настоящим Кодексом, направляются по адресу который адвокат сообщил в палату в качестве адреса для получения почтовой корреспонденции. 
     В случае уклонения от получения адресованных адвокату извещений и иных документов, адвокат несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с их неполучением."

 Данное предложение будет способствовать ограничениям в части злоупотребления правами со стороны участников дисциплинарного производства.
 15. Об оставлении ст. 25 КПЭА в первоначальной редакции.
 Представляется необходимым согласиться с тем, что исходя из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Конституция РФ, ч. 5 ст. 17 Федерального закона предоставляет адвокату право обжаловать решение Совета адвокатской палаты по дисциплинарному производству без каких-либо ограничений по предмету обжалования. Исходя из изложенного, недопустимо произвольное, без указанных в Конституции оснований, ограничение права на судебное обжалование актом корпоративного регулирования.
 В то же время, Научно-консультативный и экспертный совет Гильдии российских адвокатов и Комиссия по защите прав адвокатов-членов адвокатских образований Гильдии российских адвокатов выражает несогласие со следующими предложениями, изложенными в письме Д.Н. Талантова   (исх. №   326 от 24.03.2017 г.).
 1. Предложено абзац 2 части 2 статьи 4 КПЭА изложить в следующей редакции: " Присяга адвоката приносится претендентом, успешно сдавшим квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката, в торжественной обстановке не позднее шести месяцев со дня принятия квалификационной комиссией решения о присвоении претенденту статуса адвоката. Документ, содержащий текст присяги и подпись адвоката под ним, храниться в делах Совета соответствующей адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
  По истечении шестимесячного срока результаты квалификационного экзамена аннулируются. Претендент, пропустивший установленный срок для принесения присяги, вправе  приобрести статус адвоката в общем порядке."
 Представляется, что данное предложение не в полной мере учитывает различного рода ситуации, которые могут возникнуть в жизнедеятельности лица, успешно сдавшего квалификационный экзамен но в силу жизненных обстоятельств не успевшего принять присягу адвоката. Фактически предлагаемое в поправках автоматическое аннулирование результатов квалификационного экзамена, учитывая сложность его сдачи, представляется чрезмерной мерой ответственности за пропуск срока принятия присяги адвоката.
 2. Предложено статью 8 КПЭА дополнить пунктом 4 следующего содержания: 
  При осуществлении профессиональной деятельности адвокат обязан:
 "4) располагать помещением для осуществления адвокатской деятельности, отвечающим требованиям, установленным органами адвокатского самоуправления."
 Представляется, что данное предложение не в полной мере учитывает существующие в настоящее время экономические реалии и финансовые возможности значительного числа лиц, являющихся адвокатами.
 На основании вышеизложенного Научно-консультативный и экспертный совет Гильдии Российских адвокатов и Комиссия по защите прав адвокатов- членов адвокатских образований Гильдии российских адвокатов

 

ПРЕДЛАГАЮТ:

 
 1. Обратиться от имени Гильдии российских адвокатов к Президенту Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации с просьбой об учете мнения Гильдии российских адвокатов в части поправок, предлагаемых к внесению в Кодекс профессиональной этики адвоката.
 2. О принятом заключении сообщить разработчику поправок заместителю председателя комиссии  по этике и стандартам ФПА РФ, первому вице-президенту ГРА, президенту адвокатской палаты Удмуртской Республики Д.Н. Талантову и направить ему копию заключения.

Председатель Научно-консультативного 
и экспертного совета Гильдии российских адвокатов,
председатель Комиссии по защите прав 
адвокатов- членов адвокатских образований 
Гильдии российских адвокатов,
доктор юридических наук        А.В. Рагулин