Дело Дмитрия Талантова

В Адвокатскую палату Удмуртской Республики поступают обращения адвокатов, содержащие информацию о нарушении их профессиональных прав при вызове на допрос в качестве свидетелей.

Так, в ходе обобщения полученной информации было установлено, что сотрудники правоохранительных органов в ходе расследования уголовных дел вызывают участвующих в указанном уголовном деле защитников на допрос в качестве свидетелей и в последующем на основании одного такого факта вызова на допрос, в том числе и в случаях, когда следственное действие фактически не проводится, принимают процессуальные решения об отводе адвокатов-защитников подозреваемых, обвиняемых от участия в уголовном судопроизводстве.

При этом в случае неявки адвокатов на допрос сотрудники правоохранительных органов составляют протоколы о нарушении, которые направляют в суды для наложения на адвокатов денежного взыскания в порядке, предусмотренном статьями 117 и 118 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Дополнительно обращаем внимание, что ни по одному из подобных фактов в нарушении ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», сотрудниками правоохранительных органов не было представлено судебное решение, которым разрешен допрос адвоката в качестве свидетеля.

В связи с изложенным Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики полагает необходимым обратить внимание на следующие положения действующего законодательства и правоприменительных разъяснений высших судебных органов Российской Федерации.

Гарантируя каждому конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи, государство, обязано создавать надлежащие условия для его реализации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 года №18-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2005 №439-О).

Будучи независимым профессиональным советником по правовым вопросам, на которого законом возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, адвокат, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, осуществляет деятельность, имеющую публично-правовой характер, реализуя тем самым гарантии права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Необходимая составляющая права пользоваться помощью адвоката (защитника) – обеспечение конфиденциальности сведений, сообщаемых адвокату его доверителем, которая является не привилегией адвоката, а гарантией законных интересов его доверителя, подлежащих защите в силу Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю; адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (пункты 1 и 2).

Данным положениям корреспондируют положения пунктов 2 и 3 части третьей статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой не подлежат допросу в качестве свидетелей: адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого - об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 №863-О и от 06.06.2019 №1507-О установлено, что если осуществление в отношении адвоката следственных действий с учетом положений статьи 8 Федерального закона от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации все же возможно, то в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» проведение в отношении адвоката следственных действий, включая допрос в качестве свидетеля, допускается только на основании судебного решения. Данная норма пользуется приоритетом как специально предназначенная для регулирования соответствующих отношений; для защиты прав и законных интересов отдельных категорий лиц она устанавливает дополнительные гарантии, обусловленные их особым правовым статусом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 11.04.2019 №863-О также указал, что допрос адвоката, участвующего в уголовном деле в качестве защитника, сопряженный в том числе с его принудительным приводом, проведенный без предварительного судебного решения, создает реальную угрозу для адвокатской тайны и не может служить основанием для отстранения этого адвоката от дальнейшего участия в качестве защитника в данном уголовном деле.

Таким образом, действующим законодательством, а также правовыми позициями Конституционного Суда РФ прямо предусмотрено, что допрос адвоката об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по уголовному делу или в связи с оказанием иной юридической помощи, возможен только на основании судебного решения.

До осуществления предварительного судебного контроля принятие процессуальных решений об отводе адвоката-защитника, а равно применение к адвокату мер процессуального принуждения является недопустимым.

Исходя из изложенного, предлагаем в целях осуществления эффективного предварительного и последующего судебного контроля действий правоохранительных органов при вызове на допрос адвокатов в качестве свидетелей, обсудить вышеизложенную информацию в судейском сообществе Удмуртской Республики и выработать рекомендации для их использования в правоприменительной практике.

 

С уважением,

 

ПРЕЗИДЕНТ

АДВОКАТСКОЙ ПАЛАТЫ

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Л.В. ЛЯМИНА