Дело Дмитрия Талантова

1. Пункт 2 статьи 31 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон) указывает именно на обновление состава совета адвокатской палаты один раз в два года. Порядок обновления (ротации) совета, регламентированный далее, также не предполагает возможности «подтверждения полномочий» или «переизбрания», а напротив – четко разделяют группы кандидатур на выбытие из состава совета палаты и на занятие вакантных должностей. Необходимо также учитывать, что процедура ротации является двуединым процессом, в результате которого совет должен быть обновлен на одну треть путем выбытия из его состава соответствующего числа его членов и их замещения новыми членами совета. Этот процесс считается завершенным с момента окончания собрания (конференции) адвокатов и принятия итогового решения. Таким образом, выдвижение в состав совета палаты в порядке очередной ротации адвокатов, которые одновременно являются членами совета на выбытие из состава совета противоречит как прямому указанию, так и смыслу Закона.

2. В силу прямого указания, содержащегося в пункте 6.1 статьи 31 Закона, а также исходя из логики и смысла установленного законодателем правового регулирования данного института, совет адвокатской палаты является единственным субъектом, обладающим правом инициирования процедуры и первоначального выдвижения кандидатуры президента для его избрания общим собранием (конференцией) адвокатов. Участники общего собрания (конференции) вправе выдвигать кандидатуры из числа членов совета только в том случае, если вопрос об избрании президента в порядке пункта 6.1 статьи 31 Закона инициирован и внесен в повестку дня советом адвокатской палаты.

3. В силу необходимости обеспечения исполнения публичных функций в системе правового регулирования общественных отношений при соблюдении принципов законности, независимости и корпоративности адвокатуры, Закон содержит ряд взаимосвязанных правовых норм, находящихся в системном единстве 2 между собой и нормами регулирования корпоративных отношений, которые определяют особенности организации адвокатского сообщества для эффективной реализации возложенных на адвокатуру задач. К числу таких особенностей Закон относит обязанность избрать президента адвокатской палаты одним из предусмотренных Законом способов (пп.1 п.3 ст. 31). Эта обязанность должна быть исполнена советом таким образом, чтобы была обеспечена непрерывность отправления функций президента палаты. А в случае объективной невозможности (смерть президента, болезнь и т.д.) обеспечить непрерывность исполнения функций президента - в кратчайший срок, разумно необходимый для исполнения предусмотренной законом обязанности. Исходя из регулирования, предусмотренного пунктом 6.1 статьи 31 Закона, в случае принятия советом адвокатской палаты решения о выдвижении кандидатуры для избрания общим собранием (конференцией) адвокатов лица, ранее когда-либо занимавшего должность президента палаты два срока, это решение должно быть принято советом не позднее, чем за три месяца до проведения собрания (конференции) адвокатов с момента прекращения полномочий ранее избранного президента палаты. В течение этого трехмесячного срока президент, полномочия которого истекли, легитимно исполняет обязанности президента палаты.

4. Внесение в повестку дня общего собрания (конференции) адвокатов и принятие решения об избрании президента палаты в порядке пункта 6.1 статьи 31 Закона при наличии избранного ранее президента, срок полномочий которого не истек, является прямым нарушением Закона и принятием решения, не отнесенного к компетенции общего собрания (конференции) адвокатов. На обоснованность права законодателя распределить таким образом компетенцию органов адвокатского сообщества и обязательность указанных требований для их исполнения прямо указано в Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2022 г. N 3278-О.

5. Закон не содержит нормативных требований обязательного участия собрании (конференции) кандидата на должность президента палаты в случае его избрания в порядке пункта 6.1 статьи 31 Закона. Вместе с тем, отсутствие кандидата на высшую должность при его избрании не позволяет реализовать как право самого кандидата на заявление самоотвода, так и права его избирателей задавать вопросы, знакомиться с позицией кандидата и т.д. Данное обстоятельство в значительной мере делегитимизирует процесс избрания, превращая его в видимость реальной реализации права членов сообщества (их представителей в случае проведения конференции) на участие в принятии важнейших для сообщества решений.

С уважением,

Первый Вице-президент М.Н. Толчеев