Программа размещения информации об адвокатах и адвокатских образованиях, оказывающих юридическую помощь на профессиональной основе в соответствие с ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Резолюция очередной Конференции АП УР об изменениях Кодекса профессиональной этики адвоката
Андрей Сучков (адвокат АП г. Москвы): Политика сама влезает в право
(По материалам издания Адвокатская улица)

Адвокаты выделены Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) в качестве одного из элементов в системе финансовых учреждений и установленных нефинансовых предприятий и профессий и обязаны оценивать и принимать необходимые меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ).
Минюст России и его территориальные органы осуществляют контрольно-надзорные функции в отношении субъектов Рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - это адвокаты, нотариусы и некоммерческие организации.

В связи с этим регулярно проходят совещания с привлечением территориальных органов Минюста России, Росфинмониторинга, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (далее - ФПА РФ) и адвокатских палат субъектов Российской Федерации по вопросу исполнения адвокатским сообществом требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, в том числе в части исполнения адвокатами обязанности по передаче сведений в Росфинмониторинг, предусмотренной пунктом 2 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.
В 2021 году вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ неоднократно были посвящены заседания межведомственной рабочей группы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, незаконным финансовым операциям, организованные
Прокуратурой Удмуртской Республики, с участием представителей силовых ведомств, налоговой службы, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике и Адвокатской палаты Удмуртской Республики.
10.12.2021 состоялось заседание экспертной группы при межведомственной рабочей группе по противодействию незаконным финансовым операциям в Приволжском федеральном округе и руководителей правоохранительных, контрольных и надзорных органов Удмуртской Республики, одним из решений которого является организация проведения с участием нотариусов и адвокатов Удмуртской Республики учебно-методического мероприятия по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ.
Поскольку согласно письму Адвокатской палаты Удмуртской Республики от 22.11.2021 № 1372 проведение палатой учебных семинаров ограничено в связи с риском распространения новой коронавирусной инфекции в регионе, а также невозможностью найти специалистов по названной тематике в Удмуртской Республике, предлагаем провести данное мероприятие в заочном формате без необходимости личного присутствия путем распространения среди адвокатов Удмуртской Республики предоставленных Росфинмониторингом информационных материалов и разъяснения следующего.
Согласно статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, оценки степени (уровня) риска совершения клиентом подозрительных операций и отнесения клиента к одной из групп риска совершения подозрительных операций в зависимости от степени (уровня) риска совершения им подозрительных операций, принятия мер по снижению риска совершения клиентом подозрительных операций, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации, оценки возможности использования новых услуг и (или) программно-технических средств в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и по результатам этой оценки принятия мер, направленных на снижение (минимизацию) данной возможности, приема на обслуживание и обслуживания публичных должностных лиц, установленные подпунктами 1, 1.1, 2, 3.1, 3.2, 6 пункта 1, пунктами 2, 4 и 5.14 статьи 7, подпунктами 1, 3, 5 пункта 1, пунктами 3 и 4 статьи 7.3, пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ, распространяются на адвокатов, в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
сделки с недвижимым имуществом;
управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.
Получить более подробную информацию о каждом из данных требований можно ознакомившись с прилагаемой Памяткой для субъектов статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ (приложение № 1).
Выполнение установленных Федеральным законом № 115-ФЗ требований реализовано путем использования личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - личный кабинет).
Согласно Протоколу № 8 заседания Совета ФПА РФ от 04.12.2017 «Об исполнении адвокатами требований Федерального закона № 115-ФЗ» Совет ФПА РФ рекомендовал всем адвокатам, оказывающим юридическую помощь или представительство по сделкам и видам деятельности, указанным в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ - в обязательном порядке произвести регистрацию личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга.
Личный кабинет - это информационный ресурс на сайте Росфинмониторинга, который обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с Росфинмониторингом в целях надлежащего исполнения обязательных требований по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Используя личный кабинет, можно получать информацию о рисках ОД/ФТ/ФРОМУ, актуальных типологиях, а также специальных индикаторах, которые позволяют эффективно выявлять подозрительные операции и информировать о них Росфинмониторинг. Также через личный кабинет можно получать показатели оценок рисков, методические рекомендации и информационные письма по данной тематике. С помощью личного кабинета пользователи могут по зашифрованным каналам связи направлять сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, и о подозрительной деятельности. Личный кабинет предоставляет пользователям онлайн доступ к перечням лиц и организаций, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и содержит подборку ссылок на открытые источники баз данных иных ведомств. Кроме того, личный кабинет предоставляет пользователю простой и удобный доступ к судебной практике по делам, связанным с ОД/ФТ/ФРОМУ, а также к прохождению дистанционных курсов обучения.
Порядок подключения в личному кабинету изложен в Информационном сообщении Росфинмониторинга от 25.11.2016 «О необходимости подключения адвокатов к личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу».
С целью успешной регистрации в личном кабинете, направляем подготовленную Росфинмониторингом наглядную презентацию, следуя представленным слайдам котором можно быстро разобраться с процессом регистрации (приложение № 2). Также с процедурой регистрации в видеоформате можно ознакомиться на сайте Росфинмониторинга в разделе «Деятельность/Надзорная деятельность/Личный кабинет».
Обращаем внимание на необходимость разработки адвокатами, до начала осуществления операций с денежными средствами или иным имуществом, установленных пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, правил внутреннего контроля. Правила внутреннего контроля являются документом, который регламентирует организационные основы работы адвоката и его сотрудников, направленной на ПОД/ФТ/ФРОМУ, устанавливает обязанности и порядок действий адвоката в целях осуществления внутреннего контроля, определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лицо, ответственное за их реализацию.
Основная задача внутреннего контроля - недопущение вовлечения адвоката и его сотрудников в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
На состоявшемся 25.01.2022 заседании Совета ФПА РФ был одобрен для использования адвокатами в качестве образца проект «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, финансированию распространения оружия массового уничтожения». Предлагаемый проект не является обязательным для использования, поскольку правила внутреннего контроля разрабатываются и утверждаются непосредственно адвокатом, вместе с тем рекомендуем ознакомиться с ним и при необходимости использовать при составлении правил внутреннего контроля.
Отмечаем, что с 13.01.2022 вступили в силу Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1188, в связи с чем действующие до этого дня правила нужно привести в соответствие с новыми требованиями.
Для реализации правил внутреннего контроля необходимо назначить специальное должностное лицо, ответственное за это, либо адвокаты могут осуществлять функции специального должностного лица самостоятельно. Важно учесть, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» к специальным должностным лицам, в том числе к адвокату, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются определенные квалификационные требования. Также специальные должностные лица регулярно должны проходить соответствующее обучение.
Важным аспектом деятельности в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, который также отражается в правилах внутреннего контроля, является проведение субъектами статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ идентификации клиентов, в ходе которой в том числе необходимо осуществлять проверку клиентов по перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, перечню лиц, в отношении которых действует решение межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.
В целях ПОД/ФТ/ФРОМУ организации обязаны принимать меры по блокированию и замораживанию денежных средств и имущества лиц, включенных в соответствующие перечни. Меры по замораживанию предполагают создание условий в порядке, установленном Информационным письмом Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 60, при которых лица, включенные в указанные выше перечни, а также лица, в отношении которых принято решение межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, лишаются возможности получения и (или) распоряжения денежными средствами и (или) имуществом (в том числе доходом от имущества, таким как проценты по вкладам, дивиденды, и иным доходом, получаемым от имущества, принадлежащего указанным лицам), за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ адвокат обязан не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган.
Получить доступ к перечню таких организаций и физических лиц возможно только через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга (постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц»).
Кроме того, в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок адвокат оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска.
Пунктом 2 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрена обязанность адвокатов уведомлять Росфинмониторинг о любых основаниях полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При этом согласно пункту 5 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ требование о передаче информации в Росфинмониторинг не относится к сведениям, на которые распространяется законодательство Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.
Адвокат и нотариус вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через соответственно адвокатскую и нотариальную палаты при наличии у этих палат соглашения о взаимодействии с уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ адвокаты не вправе разглашать факт передачи в
Росфинмониторинг соответствующей информации.
Передача соответствующих сведений в Росфинмониторинг осуществляется в соответствии с Правилами передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2021 № 569, и Инструкцией, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № ПО, в электронной форме с помощью интерактивных форм, размещенных в личном кабинете адвоката на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: fedsfm.ru
Обращаем внимание на то, что с 01.04.2022 вступает в действие приказ Росфинмониторинга от 08.02.2022 № 18 «Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», устанавливающий перечень информации, представляемой в Росфинмониторинг, особенности предоставления адвокатами в Росфинмониторинг указанной информации, перечень признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), а также порядок подготовки и направления необходимой информации.
Согласно вышеназванному приказу необходимая информация направляется в виде формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС), которое состоит из наименования, служебной и информационной частей, с использованием личного кабинета. В случае невозможности представления ФЭС через личный кабинет до устранения причин, препятствующих представлению ФЭС, необходимо представить машинный (оптический или цифровой) носитель информации, содержащий ФЭС, с приложением сопроводительного письма на бумажном носителе.
С обучающими видеоматериалами относительно направления сообщений в Росфинмониторинг можно ознакомиться на сайте Росфинмониторинга в разделе «Деятельностъ/Надзорная
деятельность/Личный кабинет».
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 115-ФЗ за нарушение Федерального закона № 115-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации к адвокатам применяются меры дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Кодексом профессиональной этики адвоката.
Деятельность в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ требует специальных знаний и навыков и в ходе работы может возникать много вопросов и важно быстро получать на них полные и понятные ответы, для этого Росфинмониторинг предлагает использовать размещенные непосредственно в личных кабинетах обучающие материалы в виде электронных курсов от специалистов в области ПОД/ФТ/ФРОМУ, которые собраны и структурированы по тематике обучения (раздел «Обучение/ Электронные курсы»). Проходить их можно в любое удобное время, а после завершения курса пройти тестирование на знание материала.
С уважением,
Исполняющий обязанности начальника Управления
А.А. Грехова 83412 52 80 90

 

Loading...

Loading...