Дело Дмитрия Талантова

Утверждены Решением Совета

Адвокатской палаты Удмуртской Республики

от 16 ноября 2021 года, протокол № 12

Разъяснения о некоторых вопросах применения законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма

В целях строгого соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, а также в целях корректного и единообразного применения адвокатами – членами Адвокатской палаты Удмуртской Республики Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями, далее по тексту – ФЗ «О противодействии легализации доходов»), Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики (далее по тексту — Адвокатской палаты УР) на основании п.4 ст.29,п.3 ст.31 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002г. № 63-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями, далее по тексту– ФЗ «Об адвокатской деятельности») разъясняет следующее.

1. В соответствии с п.2 ст.3 ФЗ «Об адвокатской деятельности» фундаментальным принципом адвокатуры является принцип законности, т.е. никакие нормы законодательства об адвокатуре (ст.4) не могут использоваться адвокатами в противоправных целях. Адвокаты обязаны соблюдать требования Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и применять его в части, распространяющейся на адвокатов с учётом специфики статуса, определенного действующим законодательством.

На значимость специального правового положения адвоката в национальном законодательстве прямо указывается в Рекомендациях ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ, The Financial Action Task Force, FATF, штаб-квартира в Париже) «Международные стандарты по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения», предполагающих учёт особенностей стран и национальных правовых систем.

Согласно пояснительных примечаний к Рекомендации 23 (п.2): «Каждая страна сама вправе принимать решения в отношении вопросов, на которые распространяется привилегия на сохранение адвокатской тайны или профессиональная тайна. Обычно это касается информации, которую адвокаты, нотариусы или иные независимые специалисты в области права получают от или через одного из своих клиентов: (а) в ходе установления правового статуса своего клиента, или (b) при выполнении своих функций по защите или представлению этого клиента в судебных, административных, арбитражных или посреднических или связанных с ними разбирательствах».

2. Решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 04.12.2017г. (протокол № 8) утверждены Рекомендации по исполнению адвокатами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

3. В силу пп.1 п.1 ст.7 ФЗ«Об адвокатской деятельности», ст.10 Кодекса профессиональной этики адвоката (далее по тексту – КПЭА), адвокаты не вправе содействовать доверителям в обходе требований ФЗ «О противодействии легализации доходов».

4. В ст.5 ФЗ «О противодействии легализации доходов» приведён исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, из которого следует, что в общем случае ФЗ «О противодействии легализации доходов» не распространяется ни на адвокатов, ни на адвокатские образования.

Вместе с тем, учитывая открытый перечень видов юридической помощи, относящихся к адвокатской деятельности в соответствии с п.1 ст.1, п.3 ст.2 ФЗ «Об адвокатской деятельности», осуществление адвокатами определённых видов деятельности подпадает под действие ФЗ «О противодействии легализации доходов», и требует соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и распространения оружия массового поражения.

Подготовка или осуществление адвокатами операций с денежными средствами или иным имуществом, перечисленных в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», допустимы при условии соблюдения всех соответствующих требований, установленных для адвокатов ФЗ «О противодействии легализации доходов».

5. Адвокатам следует исходить из того, что в случаях, когда адвокат лично осуществляет или готовится лично осуществлять в интересах доверителя любую из пяти видов операций с денежными средствами или иным имуществом деятельности, приведённых в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», он осознанно выходит за рамки статуса независимого профессионального советника по правовым вопросам (п.1 ст.2 ФЗ «Об адвокатской деятельности»), защищенного при осуществлении профессиональной деятельности адвокатской тайной (п.2 ст.2, п.1 ст.8 ФЗ «Об адвокатской деятельности»).

По смыслу действующего законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре (ст.4 ФЗ «Об адвокатской деятельности»), личное участие адвоката в осуществлении в интересах доверителя действий, относящихся к общегражданскому обороту, не должно служить основанием для неразглашения по мотиву сохранения адвокатской тайны такой информации о представляемом, которая могла бы стать известной контрагентам доверителя, если бы эти действия совершались доверителем самостоятельно.

В подобных случаях ссылка адвоката на необходимость сохранения профессиональной тайны является злоупотреблением статусом адвоката и подрывом доверия к институту адвокатуры.

6. Адвокатам следует учитывать, что в случаях, когда юридическая помощь доверителю оказывается по вопросам, указанным в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», но не предполагает личного осуществления адвокатом конкретных видов операций с денежными средствами и или иным имуществом (например, консультирование, подготовка проектов документов, сопровождение доверителя при реализации правоотношения лично доверителем), полученная адвокатом информация относится к охраняемой законом адвокатской тайне и не подлежит разглашению в силу прямого указания п.5 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов».

7. В соответствии с п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», в случаях, когда адвокаты, именуемые в названном законе «иными лицами», готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

- сделки с недвижимым имуществом;

- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

- создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, то на адвокатов распространяются требования по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя (пп.1 п.1 ст.7 ФЗ «О противодействии легализации доходов»), о принятии мер по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов (пп.1.1 п.1 ст.7), о принятии мер по идентификации бенефициарных владельцев клиентов (пп.2 п.1 ст.7), о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (пп.6 п.1 ст.7), о разработке правил внутреннего контроля (п.2 ст.7), документированию и хранению сведений о клиенте (п.4 ст.7), а также о приёме на обслуживание и обслуживании публичных должностных лиц (пп.1,3,5 п.1, п.п.3,4 ст.7.3, п.5 ст.7.5).

8. Применительно к адвокатам под приёмом на обслуживание и обслуживанием клиентов (пп.1, 1.1 п.1 ст.7 ФЗ «О противодействии легализации доходов») подразумевается принятие и исполнение поручения, предметом которого является совершение адвокатом в интересах доверителя только операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов».

При оказании юридической помощи, не предусматривающей совершения адвокатом в интересах доверителя операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», на адвоката не распространяются требования по выявлению публичных должностных лиц и обновлении информации о них (пп.1,4 п.1 ст.3.7. ФЗ «О противодействии легализации доходов»), определению источника происхождения денежных средств и иного имущества (пп.3 п.1 ст.7.3), уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами и иным имуществом (пп.5 п.1 ст.7.3), а также о замораживании (блокировании) денежных средств и иного имущества (п.5 ст.7.5).

В частности, не подлежат замораживанию (блокированию) на основании п.5 ст.7.5 ФЗ «О противодействии легализации доходов» денежные средства, полученные адвокатом в качестве аванса за оказание юридической помощи, не предусматривающей совершения адвокатом в интересах доверителя операций с денежными средствами или иным имуществом, указанных в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов».

9. Соответствующие операции с денежными средствами или иным имуществом (п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов») должны быть прямо указаны в предмете соглашения в качестве оказываемой юридической помощи (п.4 ст.25 ФЗ «Об адвокатской деятельности»), в противном случае их совершение является дисциплинарным нарушением (оказанием юридических услуг вне адвокатской деятельности – п.3 ст.9 КПЭА, нарушением требований к оформлению соглашения – ст.25 ФЗ «Об адвокатской деятельности»). При заключении соглашения об оказании юридической помощи, предусматривающего подготовку и осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, перечисленных в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», адвокат обязан в порядке пп.5 п.4 ст.25 ФЗ «Об адвокатской деятельности» включить в него условие, разъясняющее применимость к правоотношениям ФЗ «О противодействии легализации доходов», в частности, обязанности адвоката по информированию уполномоченного органа без уведомления об этом доверителя в случае появления любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма (п.п.2,4 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов»). Отсутствие данного условия в соответствующем соглашении, является злоупотреблением доверием и подрывом доверия к адвокатуре (п.п.2, 3 ст.5 КПЭА).

10. Совершение операций с денежными средствами или иным имуществом (п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов») должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями п.6 ст.16 КПЭА (в т.ч. об указании в сопровождающих операцию документах на совершение её адвокатом по поручению доверителя, о наличии письменного указания доверителя о совершаемых выплатах, об учёте в делопроизводстве финансовых документов о совершаемых операциях).

11. Подготовка и совершение адвокатом операций с денежными средствами или иным имуществом (п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов») без заключения соответствующего соглашения об оказании юридической помощи является самостоятельным дисциплинарным нарушением.

12. Надлежащее заключение соглашения об оказании юридической помощи, предусматривающего подготовку и осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, перечисленных в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», предполагает соблюдение требований пп.1 п.1 ст.7 ФЗ «О противодействии легализации доходов» об идентификации клиента, а также последующее соблюдение требований п.4 ст.7 названного ФЗ об обязательном документировании и хранении соответствующих сведений в течение 5 (пяти) лет.

13. Заключение соглашения об оказании юридической помощи, предусматривающего подготовку и осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, перечисленных в п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», влечет обязанность по уведомлению уполномоченного органа в случаях, предусмотренных п.2 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов». Для исполнения данной обязанности адвокату, заключившему соглашение, рекомендуется зарегистрироваться в Личном кабинете на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) в установленном порядке.

Для регистрации следует посетить сайт Росфинмониторинга, где выбрать раздел «Регистрация для физических лиц и индивидуальных предпринимателей», выбрать из списка позицию «адвокат», заполнить поля заявки, указав ФИО, номер адвоката в реестре Управления Министерства юстиции России по УР, телефон и электронную почту. Получить на электронную почту заявку, распечатать, подписать и отправить почтой по указанному адресу в Росфинмониторинг.

Федеральной службой по финансовому мониторингу разработаны и опубликованы на официальном сайте Рекомендации по работе с личным кабинетом для адвокатов. В данных Рекомендациях дан подробный, пошаговый алгоритм регистрации адвокатом личного кабинета и организации работы адвоката с личным кабинетом на официальном сайте Росфинмониторинга. Всем адвокатам, которые зарегистрировали или планируют зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга, предлагается использовать данные Рекомендации в соответствующей деятельности. В случаях, предусмотренных уставом или внутренними документами адвокатского образования, осуществление регистрации адвоката в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга может быть возложено на соответствующее адвокатское образование. При этом ответственность за надлежащее исполнение требований п.2 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов» несёт адвокат.

14. Обязанность по уведомлению уполномоченного органа, установленная п.2 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», возникает исключительно в отношении соглашения об оказании юридической помощи, предусматривающего подготовку и осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом, перечисленных в п.1 ст.71ФЗ «О противодействии легализации доходов». Норма п.1 ст.71 названного ФЗ не допускает расширительного толкования.

15. Перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо к распространению оружия массового уничтожения, являются открытыми (https://www.fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act), и с ними следует ознакомиться на официальном сайте Росфинмониторинга.

16. При наличии оснований по уведомлению уполномоченного органа, предусмотренных п.2 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», адвокаты обязаны представлять соответствующую информацию в уполномоченный орган в электронной форме через Личный кабинет либо на оптическом или цифровом носителе.

Передача информации в уполномоченный орган осуществляется адвокатами самостоятельно в течение 3 (трёх) рабочих дней, следующих за днём выявления соответствующих оснований.

17. Постановлением Правительства РФ № 1188 от 14.07.2021 г. утверждены требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым, в том числе и адвокатами. Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством РФ и утверждаются непосредственно адвокатом. Правила внутреннего контроля являются документом, который оформляется на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью адвоката. Контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля требованиям законодательства РФ обеспечивают непосредственно адвокаты.

Правила внутреннего контроля должны содержать следующие обязательные программы:

а) программа, определяющая организационные основы внутреннего контроля (программа организации системы внутреннего контроля);

б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (программа идентификации);

в) программа изучения клиента;

г) программа оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (риск, программа оценки и управления рисками);

д) программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и представления сведений о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу (программа выявления операций);

е) программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (программа замораживания (блокирования);

ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

з) программа проверки системы внутреннего контроля;

и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (программа хранения информации).

18. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1188 от 14.07.2021 г., во исполнение требований к правилам внутреннего контроля, при идентификации доверителя следует устанавливать следующие сведения:

а) в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

б) в отношении юридических лиц – наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;

в) в отношении иностранной структуры без образования юридического лица – наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности, а в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией также состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилию, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего).

19. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1188 от 14.07.2021 г., во исполнение требований к правилам внутреннего контроля, помимо идентификации доверителей - организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму либо к распространению оружия массового уничтожения, следует также определять принадлежность физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и в иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации (далее - российские публичные должностные лица).

Кроме того предусматривается порядок выявления находящихся на обслуживании супругов, близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц.

20. В интересах законности и недопущения нарушений прав и законных интересов доверителей, а также дискредитации института адвокатуры, адвокатам в каждом случае возникновения сомнений относительно обязанности применять нормы ФЗ «О противодействии легализации…» настоятельно рекомендуется в порядке пп.19 п.3 ст.31 ФЗ «Об адвокатской деятельности», п.4 ст.4 КПЭА обращаться за разъяснениями в Совет Адвокатской палаты УР.

Уведомление адвокатами уполномоченного органа в случаях, не предусмотренных п.1 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», является необоснованным разглашением адвокатской тайны и образует состав дисциплинарного нарушения.

21. Информация, направляемая в уполномоченный орган в соответствии с п.2 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», должна содержать:

- сведения, необходимые для идентификации клиента (пп.1 п.1 ст.7);

- вид операции с денежными средствами и или иным имуществом (п.1 ст.71);

- дату совершения операции с денежными средствами и или иным имуществом и сумму, на которую она совершена;

- обстоятельства, послужившие основанием полагать, что операция с денежными средствами или иным имуществом клиента осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма.

22. Согласно с п.4 ст.71 ФЗ «О противодействии легализации доходов», адвокат не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в п.2 ст.71 ФЗ «О противодействии

легализации доходов».

23. В соответствии с п.1 ст.7 ФЗ «Об адвокатской деятельности», настоящие разъяснения являются обязательными для адвокатов – членов Адвокатской палаты УР при применении законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.