Дело Дмитрия Талантова

РЕЗОЛЮЦИЯ

о недопустимости преследования адвокатов за реализацию ими своих конституционных прав и о восстановлении статуса адвоката А.Н.Казакова

 

14 августа 2020 года г. Ижевск

Мы, делегаты очередной Конференции Адвокатской палаты Удмуртской Республики заявляем о своей крайней обеспокоенности участившимися фактами преследования адвокатов со стороны органов корпоративного управления адвокатурой ряда региональных палат за реализацию адвокатами своих конституционных прав.

В особенно неприемлемых формах эти преследования проявились в Адвокатской палате Республики Башкортостан (далее – АП РБ) при принятии Советом палаты решений о прекращении статуса адвокатов В.А.Буркина, А.Н.Казакова, А.В.Войцеха, В.О.Аббасова.

Очевидно, что эти действия происходят под прикрытием незаконных решений, принятых органами Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Так, 17 апреля 2019 года Советом Федеральной палаты адвокатов РФ были утверждены Разъяснения Комиссии по этике и стандартам по вопросу о допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы, а 18 апреля 2019 года IX Всероссийским съездом адвокатов была принята Резолюция о соблюдении адвокатской этики. Суть названных актов сводится к прямому, под угрозой привлечения к дисциплинарной ответственности (вплоть до лишения права на профессию), запрету на обращения адвокатов в органы государственной власти, в том числе в правоохранительные органы, с требованием проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности органов корпоративного управления адвокатурой.

Названные акты обжалуются в Хамовническом суде г. Москвы Адвокатской палатой Удмуртской Республики, Адвокатской палатой Республики Алтай и рядом адвокатов по основаниям их противоречия основам правопорядка и нравственности.

За короткое время после принятия ФПА РФ названных нормативных актов Советом АП РБ по явно надуманным поводам были лишены статуса наиболее активные и принципиальные адвокаты, заявлявшие об известных им обстоятельствах предполагаемых правонарушений со стороны руководства палаты.

К настоящему времени незаконные решения о лишении статуса адвокатов А.В.Войцеха, В.О.Аббасова отменены в судебном порядке.

Решением Совета Адвокатской палаты Республики Башкортостан от 29 апреля 2019 года был прекращен статус адвоката Андрея Николаевича Казакова с установлением ему срока по допуску к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката в 4 года. Статус адвоката А.Н.Казакова был прекращен в связи с тем, что Советом АП РБ в его действиях были установлены нарушения требований ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».

Полагаем, что действительной причиной лишения статуса адвоката А.Н.Казакова стало его незаконное преследование за активную гражданскую позицию, выразившуюся в обнародовании заявления о финансовых и иных нарушениях президента Адвокатской палаты Республики Башкортостан Б.Г.Юмадилова. К настоящему времени Следственным Управлением Следственного Комитета РФ по Республике Башкортостан возбуждено и расследуется уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ (по признакам хищения денежных средств из бюджета Адвокатской палаты Республики Башкортостан). Президенту АП РБ Б.Г.Юмадилову было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), после чего он сложил свои полномочия. Кроме того, территориальным управлением Министерства юстиции Российской Федерации в 2020 году выявлено значительное число нарушений в деятельности Башкирской республиканской коллегии адвокатов, также возглавляемой бывшим Президентом АП РБ. Таким образом, компетентными государственными органами в связи с обращением А.Н.Казакова, как минимум, подтверждено наличие грубых нарушений закона в деятельности бывшего президента АП РБ.

Согласно решения Совета АП РБ А.Н.Казаков, будучи директором учрежденного им и его сыном ООО СПК «Караидель», пренебрег требованием ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» о регистрации его личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга.

Эти претензии к А.Н.Казакову не только не соответствуют требованиям действующего законодательства, но и предельно абсурдны. Необходимость подключения к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга, через который, согласно Постановления Правительства от 06 августа 2005 года № 804, осуществляется доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, возникает исключительно в целях выявления адвокатом среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения о их причастности к экстремистской деятельности и терроризму. Об этом же сказано в Утвержденных 04 декабря 2017 года Решением Совета ФПА РФ «Рекомендациях по исполнению адвокатами требований законодательства о противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма».

Возглавляемое А.Н.Казаковым в качестве директора общество не относится ни к одному из названных субъектов регулирования указанной нормы. Указанное общество занимается выращиванием лошадей и состоит из двоих участников – А.Н.Казакова и его сына. ООО СПК «Караидель» не является «клиентом» (доверителем) адвоката А.Н.Казакова. Сама мысль о том, что А.Н.Казаков мог заподозрить самого себя, как учредителя и директора предприятия, в причастности к экстремистской деятельности и терроризму, и поэтому был обязан подключиться к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга, может свидетельствовать лишь о желании осуществить в отношении адвоката незаконную расправу.

Вторым основанием для лишения адвоката А.Н.Казакова статуса стало утверждение о нарушении им требований ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», в соответствии с которыми адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника (за названными в законе исключениями).

Между тем, следует учитывать, что законодательное ограничение на трудовые отношения связано со стремлением законодателя исключить конфликт интересов адвоката с его доверителем, либо возможность недобросовестного использования обретаемых им по «непрофильной должности» полномочий в ходе его основной адвокатской деятельности. Подобное понимание сути этого законодательного ограничения было сформулировано Конституционным Судом Российской Федерации (например - Постановление от 18 июля 2019 года № 29-П); такая же точка зрения неоднократно, в том числе в официальных документах, высказывалась президентом ФПА РФ Ю.С.Пилипенко.

Представляется совершенно очевидным, что указание в решении Совета АП РБ о том, что занятие А.Н.Казаковым должности директора ООО СПК «Караидель» «создает угрозу для надлежащего выполнения его профессиональных обязанностей» абсурдно, и что от замещения им этой должности указанных выше последствий не может наступить в принципе.

При этом следует учесть, что А.Н.Казакову за замещение им должности директора общества, состоящего из двух учредителей (он и его сын), заработная плата за директорство ему никогда не начислялась; указание им этой должности при регистрации предприятия было сугубо формальным (связано с требованиями действующего законодательства); сама по себе личная предпринимательская деятельность адвоката закону не противоречит.

Адвокату А.Н.Казакову в настоящее время 68 лет, он является кандидатом юридических наук, долгое время преподавал в высшей школе, на его иждивении находятся двое малолетних детей, его общий адвокатский стаж составляет без малого 40 лет, он никогда не привлекался по своей профессиональной деятельности к дисциплинарной ответственности, а равно к какой бы то ни было иной предусмотренной законом ответственности.

При таких обстоятельствах полагаем, что формальное, не повлекшее ни малейших негативных последствий нарушение адвокатом А.Н.Казаковым требований закона не могло повлечь столь жесткой меры дисциплинарной ответственности, как лишение статуса адвоката на 4 года, а причины этого явно несправедливого и незаконного решения кроются в его преследовании за активную и честную гражданскую позицию.

Делегаты очередной Конференции Адвокатской палаты Удмуртской Республики обращаются в Совет Адвокатской палаты Республики Башкортостан с просьбой об отмене решения о лишении статуса адвоката А.Н.Казакова, а также просят Президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Ю.С.Пилипенко обратиться в Совет Адвокатской палаты Республики Башкортостан с аналогичной просьбой.

Одновременно делегаты очередной Конференции Адвокатской палаты Удмуртской Республики уполномочивают Президента Адвокатской палаты Удмуртской Республики Д.Н.Талантова на необходимые обращения в органы государственной власти с требованием о восстановлении справедливости в отношении нашего коллеги – адвоката Андрея Николаевича Казакова.

 

Настоящая Резолюция принята единогласно 111-ти делегатами очередной Конференции Адвокатской палаты Удмуртской Республики 14 августа 2020 года.