ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертно-методической комиссии Совета ФПА РФ в отношении некоторых правомочий Совета ФПА РФ, предусмотренных п. 4 ст. 31 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»
1 октября 2008 года
Пункт 4 статьи 31 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» устанавливает, что в случае неисполнения советом адвокатской палаты субъекта РФ требований Федерального закона об адвокатуре, а также в случае систематического неисполнения советом решений органов Федеральной палаты адвокатов, принятых в пределах компетенции данных органов, включая неуплату обязательных отчислений на общие нужды ФПА более шести месяцев, полномочия совета адвокатской палаты субъекта РФ могут быть прекращены досрочно на собрании (конференции) адвокатов.
В Законе говорится, что внеочередное собрание (конференция) адвокатов созывается советом адвокатской палаты субъекта РФ либо Советом Федеральной палаты адвокатов.
Требует разъяснения следующая фраза Закона: «Внеочередное собрание (конференция) адвокатов созывается советом по требованию не менее половины членов адвокатской палаты, по требованию территориального органа юстиции или по решению совета Федеральной палаты
адвокатов».
Системное толкование приведенных и других норм Закона об адвокатуре, определяющих правомочия совета адвокатской палаты субъекта РФ и Совета Федеральной палаты адвокатов РФ, регулирующих порядок созыва и процедуру проведения собраний (конференций) адвокатов позволяет сделать следующие выводы.
Обратиться к совету адвокатской палаты с требованием о созыве внеочередного собрания (конференции) адвокатов вправе не менее половины членов адвокатской палаты, или территориальный орган юстиции, или Совет Федеральной палаты адвокатов.
Совет ФПА вправе обратиться к совету адвокатской палаты с требованием о созыве внеочередного собрания (конференции) адвокатов лишь в том случае, если установит, что совет адвокатской палаты субъекта РФ не исполняет требования Федерального закона об адвокатуре. Следует отметить, что позиция Совета ФПА в оценке того, нарушает или не нарушает совет адвокатской палаты требования Федерального закона об адвокатуре, может не совпадать с оценкой большинства членов адвокатской палаты или с оценкой территориального органа юстиции.
Если совет адвокатской палаты не согласится с требованием о созыве внеочередного собрания (конференции) адвокатов, то лица, имевшие право потребовать его созыва, вправе обратиться в суд с просьбой понудить совет созвать внеочередное собрание (конференцию) адвокатов. Необходимо отметить, что в тех случаях, когда истцом выступит большинство членов адвокатской палаты или территориальный орган юстиции, суд в решении не может предоставить истцу право самостоятельно созвать внеочередное собрание (конференцию) в случае, если ответчик не исполнит судебное решение в течение установленного срока. Федеральный закон об адвокатуре наделил правомочием созывать внеочередное собрание (конференцию) по требованию большинства членов адвокатской палаты или территориального органа юстиции только совет адвокатской палаты субъекта РФ и суд не вправе передать это правомочие иному лицу.
Иначе законодатель решает вопрос при систематическом неисполнении советом адвокатской палаты решений Совета ФПА с требованием о проведении внеочередного собрания (конференции) адвокатов, а также иных решений органов ФПА, принятых в пределах компетенции данных органов, в том числе в случае неуплаты обязательных отчислений на общие нужды Федеральной палаты адвокатов более шести месяцев. В этом случае Совет ФПА вправе самостоятельно принять решение о созыве внеочередного собрания (конференции) адвокатов.
В таком решении Совета ФПА должны быть указаны основания для созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов, время и место проведения собрания (конференции) адвокатов, норма представительства и порядок избрания делегатов на конференцию.
Поскольку в этом случае внеочередное собрание (конференция) адвокатов созывается Советом ФПА, он обязан принять все необходимые и достаточные меры для того, чтобы внеочередное собрание (конференция) адвокатов состоялось, было признано правомочным, прекратило досрочно полномочия совета адвокатской палаты, который систематически не исполнял решения Совета ФПА, и избрало совет в новом составе.
К таким мерам может быть отнесено принятие Советом ФПА регламента внеочередного собрания (конференция) адвокатов, определение лиц, которым будет поручено проведение регистрации участников, назначение председателя собрания (конференции), внесение предложений по кандидатурам в состав совета для включения в бюллетень для голосования.
Досрочное прекращение полномочий совета адвокатской палаты является своеобразной формой ответственности совета, а следовательно, и каждого его члена, за неисполнение Федерального закона об адвокатуре или решений органов Федеральной палаты адвокатов.
Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом об адвокатуре право адвоката быть избранным в состав органов адвокатской палаты, в частности в состав членов совета адвокатской палаты, не всегда является абсолютным и ничем не ограниченным правом
адвоката — члена соответствующей палаты. Это обусловлено ротационным принципом формирования совета палаты, при котором треть состава совета каждые два года подлежит обновлению (ротации). При этом члены совета, которые в результате ротации выбывают из состава совета, на том же собрании (конференции) не могут быть вновь избраны в состав совета (ч. 2 ст. 31 Федерального закона об адвокатуре).
При досрочном лишении адвоката полномочий члена совета для него должны наступать последствия, аналогичные последствиям, которые наступают для членов совета выбывающих из состава совета в результате ротации. Адвокат, досрочно лишившийся полномочий члена совета, не может быть вновь избран в состав совета на том же собрании (конференции), которое досрочно лишило его статуса члена совета.
Следовательно, для безусловного достижения Советом ФПА целей проведения внеочередного собрания (конференции) адвокатов, по общему правилу следует воздерживаться от включения в бюллетень для голосования по выборам нового состава совета членов квалификационной и ревизионной комиссии, а также членов совета, полномочия которого
прекращены.
Вместе с тем возможна ситуация при которой в состав совета, чьи полномочия подлежат досрочному прекращению, входят отдельные члены совета, которые активно пытались воспрепятствовать неисполнению советом закона и решений органов Федеральной палаты адвокатов, но, оказавшись в меньшинстве, не смогли повлиять на неправомерную позицию совета. При такой ситуации кандидатуры этих членов совета могут быть рекомендованы в новый состав совета и включены в бюллетень для голосования по его избранию.
Совет ФПА в каждом конкретном случае самостоятельно определяет комплекс мер, которые бы обеспечили оптимальный путь достижение цели переизбрания совета адвокатской палаты демократическим путем с соблюдением основополагающих норм Федерального закона об адвокатуре и позволили вновь избранному совету неукоснительно соблюдать требования Федерального закона об адвокатуре и решения Федеральной палаты адвокатов РФ.
Председатель ЭМК Совета ФПА РФ Г.К. Шаров