Дело Дмитрия Талантова

РЕШЕНИЕ

Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики  «Об оказании адвокатами Удмуртской Республики профессиональной юридической помощи в условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»

(протокол № 6 заседания Совета Адвокатской палаты УР от 31.03.2020 г., проведенного в заочной форме)

 

 

г. Ижевск 31 марта 2020 года

         В связи с обращениями адвокатов Адвокатской палаты Удмуртской Республики по вопросам оказания юридической помощи в условиях угрозы распространения в Российской Федерации и, в частности, на территории Удмуртской Республики коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (далее - коронавирусная инфекция), исходя из положений указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»,  Распоряжения главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года № 42-РГ "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики", Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 № 808, а также принимая во внимание положения Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" и от 13 марта 2020 года № 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019", руководствуясь статьями 29 и 31 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики, обсудив сложившуюся ситуацию в ходе заочного (дистанционно проведенного) заседания Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики считает необходимым дать адвокатам Удмуртской Республики следующие разъяснения и рекомендации.

1. Публично-правовая функция адвокатуры как института гражданского общества состоит в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина и реализации конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в рамках уголовного судопроизводства. При этом представляется очевидным, что правоприменительная деятельность в системе уголовного судопроизводства относится к такому виду деятельности государства, который не может быть полностью приостановлен даже в условиях чрезвычайного положения.

Вместе с тем, не вызывает сомнения, что право на жизнь и охрану здоровья является не подлежащим ограничению фундаментальным неотчуждаемым конституционным правом человека.

В такой ситуации, в условиях распространения коронавирусной инфекции, целесообразность и сама возможность осуществления отдельных судебно-следственных действий должны оцениваться с точки зрения нахождения баланса различных конституционных ценностей.

Адвокат, будучи независимым правовым советником и самостоятельным участником уголовного судопроизводства, вместе с тем, не является лицом, наделенным в уголовном процессе правом на принятие правоприменительных решений о производстве тех или иных судебно-следственных действий. 

Указанное обстоятельство не лишает адвоката возможности в предусмотренной законом процессуальной форме участвовать в формировании у правоприменителя правильной позиции о допустимости и целесообразности производства тех или иных судебно-следственных действий и, более того, в отдельных, исключительных случаях, исходя из соображений о приоритете конституционного права человека на жизнь и охрану здоровья, отказываться от участия в отдельных судебно-следственных действиях.

2. В условиях угрозы распространения коронавирусной инфекции, в целях минимизации контактов и рисков распространения инфекции, рекомендовать адвокатам, с учетом конкретных обстоятельств дела, заявлять ходатайства об отложении судебных заседаний, следственных или иных процессуальных действий.

При этом надлежит исходить из того, что существует категория следственных действий и судебных заседаний, участие в которых адвокатов является обязательным, и отложение которых практически неосуществимо. К числу таковых относится задержание подозреваемого, допрос подозреваемого в течение 24 часов после его задержания, обыск по месту жительства доверителя, судебные заседания по вопросам избрания меры пресечения либо продления ее срока, продления принудительных мер медицинского характера.

3. При нахождении адвокатов в режиме предусмотренного действующей нормативной базой изоляции или самоизоляции (карантина), в том числе в случае прибытия из-за границы, либо региона Российской Федерации с повышенным уровнем эпидемиологической опасности (например, г. Москва и Московская область); при возникновении заболевания либо появления признаков, свидетельствующих об ухудшении состоянии здоровья (с последующим подтверждением лечебным учреждением); при наличии заболевания, предусмотренного Перечнем заболеваний, требующих соблюдение режима самоизоляции; а также адвокатам возрастом свыше 50 лет, рекомендуется отказываться от участия в любых судебных заседаниях, следственных или иных процессуальных действиях - в соответствующих случаях - вплоть до их полного выздоровления либо истечения срока изоляции или самоизоляции (карантина).

При этом адвокат, принявший самостоятельное решение о неучастии в том или ином судебном заседании, следственном или ином процессуальном действии обязан незамедлительно уведомить об этом суд или следователя, а также сообщить об этом другим адвокатам, участвующим в процессе, и, по возможности, иным участникам процесса с использованием доступных средств связи и коммуникаций (включая электронные).

В указанной и иных подобных ситуациях адвокату следует иметь ввиду положения части 3 статьи 50 и части 2 статьи 248 УПК РФ, в соответствие с требованиями которых при неявке защитника может быть произведена его замена. В связи с этим адвокату надлежит заблаговременно принять все необходимые и возможные в сложившейся ситуации меры для наиболее полного обеспечения прав и законных интересов доверителя, начиная с надлежащего уведомления доверителя о полной или частичной невозможности исполнения поручения, включая, при необходимости, согласование с доверителем вопроса о своей постоянной или временной замене на другого адвоката, не подлежащего самоизоляции или изоляции (карантину) и имеющего возможность принять в установленном законом порядке и полноценно исполнить поручение.

При этом, исходя из исключительности подобной ситуации и в отступление от общих правил, сформулированных в «Правилах по исполнению Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве, утвержденного решением Совета Федеральной палаты РФ от 15 марта 2019 года на территории Удмуртской Республики», адвокату, участвующему в деле в качестве защитника по назначению, разрешается, по согласованию с доверителем, инициировать свою замену на любого иного защитника (по договоренности с последним) путем уведомления об этом Диспетчерского центра  Адвокатской палаты Удмуртской Республики с тем, чтобы новый адвокат был назначен для оказания соответствующего поручения применительно к названным Правилам.

4. Адвокатам, зарегистрированным в Графике и (или) Списке Информационной системы автоматизированного управления в качестве участвующих в оказании юридической помощи по назначению, в случае, если они намерены, в связи с обстоятельствами, указанными в п.3 Решения, либо иными причинами, связанными с эпидемиологической опасностью распространения коронавирусной инфекции, полностью отказаться от дальнейшего принятия поручений по делам по назначению, надлежит немедленно поставить об этом в известность Диспетчерский центр Адвокатской палаты Удмуртской Республики для исключения возможности направления им соответствующих заявок.

5. В период эпидемиологической опасности коронавирусной инфекции участие адвокатов в судебно-следственных действиях, а также посещение любых организаций и учреждений, свидания с доверителями следует во всех случаях осуществлять с неукоснительным соблюдением всех рекомендованных уполномоченными органами государственной власти и управления мер предосторожности. Непринятие таких мер со стороны лица, производящего соответствующее судебно-следственное действие, при условии игнорирования соответствующих заявлений адвоката о их осуществлении, является уважительной причиной для дальнейшего отказа адвоката от участия в нем.

6. Невозможность участия адвоката в судебном заседании, следственном или ином процессуальном действии в силу сформулированных выше рекомендаций, будет признаваться Советом Адвокатской палаты Удмуртской Республики уважительной причиной неявки данного адвоката для участия в следственно-судебном действии (прекращения участия в нем) и не будет являться основанием для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности.

7. При осуществлении в нерабочие дни (исходя из положений указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», а в случае пролонгации положений этого Указа – и далее) защиты по назначению адвокатам рекомендуется заявлять ходатайства об оплате их труда в соответствии со ставками, установленными для оказания такой юридической помощи в выходные и праздничные дни.

8. Настоящее решение распространяется на деятельность адвокатов, состоящих в реестре адвокатов Удмуртской Республики, и в случаях выполнения ими адвокатских поручений на территории иных субъектов Российской Федерации.