Дело Дмитрия Талантова

26 ноября 2019 года и 24 декабря 2019 года состоялись заседания Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики, на которых было рассмотрено 52 вопроса повестки дня.

Статус адвоката присвоен следующим претендентам, успешно сдавшим квалификационный экзамен: Муллагалиеву Н.А., Белоусову Д.Р., Кондакову А.С., Миндиеву Е.В., Шлыку С.В., Соболевой Е.А., Шампарову А.В., Соколову С.А.

На основании личного заявления был прекращен статус адвокатов Знак Е.Г., Вилкова А.Ю., Перкиной Ю.В.

Прекращен статус адвоката Маматазизова А.М. на основании вступившего в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления.

Прекращен статус адвоката Куренкова Н.Л. в связи со смертью.

На основании личного заявления был приостановлен статус адвокатов Насыровой А.Г., Постаромова И.Ф., Бардина В.М.

Рассмотрены вопросы оказания мер социальной поддержки и материальной помощи адвокатам:

    • удовлетворены заявления 7 адвокатов об освобождении от отчислений на нужды Адвокатской палаты УР в связи с болезнью;

    • удовлетворено ходатайство Управделами Адвокатской палаты УР о поощрении адвокатов в связи с юбилейными датами;

    • удовлетворено заявление об оказании материальной помощи родственникам в связи со смертью адвоката Куренкова С.Н.

Советом рассмотрено заявление адвоката Веревкина А.И. о досрочном снятии дисциплинарного взыскания, по итогам рассмотрения в удовлетворении которого отказано

Советом принято решение внести в реестр адвокатских образований Адвокатской палаты УР Адвокатское бюро Шайдуллиных Адвокатской палаты УР.

Кроме того, член Совета, адвокат Ложковой А.Г. проинформировал членов Совета Адвокатской палаты УР о прошедшей в Европейском Суде по правам человека в г. Страсбурге учебе среди молодых адвокатов, в которой он принимал участие от Адвокатской палаты УР. Названная информация принята к сведению.

Советом рассмотрено обращение адвоката, в котором он просил разъяснить, вправе ли адвокат, с учетом положений абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», занимать муниципальные должности, если он избран депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе По результатам рассмотрения названного обращения, Совет палаты указал, что вопрос толкования абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ в той мере, в какой оно запрещает адвокату занимать муниципальные должности, в том числе при избрании в орган местного самоуправления, без учета того, исполняет адвокат свои полномочия при работе в данном органе на постоянной или на непостоянной основе содержится в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 №29-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина О.В. Сухова». Исходя из указанного Постановления, рассматривая вопрос о толковании абз. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что действующее законодательное регулирование позволяет утверждать, что законодатель не предусматривает каких-либо правовых последствий замещения муниципальной должности адвокатом для его адвокатского статуса в случае, если он избран депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Причем с учетом конституционных требований соразмерности налагаемых ограничений и определенности правового регулирования это должно расцениваться не как пробел в определении правовых последствий, наступающих применительно к избранию адвоката депутатом представительного органа муниципального образования и осуществлению им депутатских полномочий на непостоянной основе, а как квалифицированное умолчание, свидетельствующее о том, что на осуществление полномочий депутата представительного органа местного самоуправления на непостоянной основе положение абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не распространяется и, соответственно, не предполагает запрета адвокату совмещать адвокатскую деятельность с осуществлением им полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе.

При этом указано, что конституционно-правовой смысл положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», выявленный в данном Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Также Совет Адвокатской палаты УР полагает необходимым обратить внимание, что согласно текста проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», с 01 марта 2020 года вносятся изменения в п. 1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ, исходя из которых избрание (назначение) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления является основанием для приостановления статуса адвоката.

Кроме вопросов текущей деятельности на последних 2 заседаниях Совета Адвокатской палаты УР было рассмотрено 20 дисциплинарных производств, возбужденных в отношении адвокатов, по результатам рассмотрения которых приняты следующие решения:

    • в отношении 6 адвокатов дисциплинарные производства прекращены в связи с отсутствием в действиях адвокатов нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката;

    • рассмотрение одного объединенного дисциплинарного производства было отложено на следующее заседание Совета;

    • в отношении 6 адвокатов применена мера дисциплинарной ответственности в виде замечания;

    • в отношении 6 адвокатов применена мера дисциплинарной ответственности в виде предупреждения;

    • в отношении 1 адвоката применена мера дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката за неисполнение обязанности по уплате ежемесячных отчислений на общие нужды адвокатской палаты с установлением срока в 1 год, по истечении которого он допускается к сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката.