Дело Дмитрия Талантова

31 октября 2019 года состоялось заседание Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики, на котором было рассмотрено 25 вопросов повестки дня.

Статус адвоката присвоен следующим претендентам, успешно сдавшим квалификационный экзамен: Логинову Олегу Сергеевичу.

На основании личного заявления был прекращен статус адвоката Бишева А.В.

На основании личного заявления был приостановлен статус адвоката Палатова Л.Н., Лопатина В.В.

Рассмотрены вопросы оказания мер социальной поддержки и материальной помощи адвокатам:

    • удовлетворены заявление 4 адвокатов об освобождении от отчислений на нужды Адвокатской палаты УР в связи с болезнью;

    • удовлетворены заявления 2 адвокатов об оказании материальной помощи в связи со смертью близкого родственника;

    • удовлетворено ходатайство Управделами Адвокатской палаты УР о поощрении адвокатов в связи с юбилейными датами.

В связи с учреждением нового адвокатского образования - Межрегиональная коллегия адвокатов УР «Содействие», Советом принято решение о внесении вновь созданной коллегии адвокатов в реестр адвокатских образований Адвокатской палаты УР.

Советом был утвержден Регламент Совета Адвокатской палаты УР (в новой редакции), а также утверждены Список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, и График приема адвокатами граждан (за исключением города Ижевска) в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи на 2020 год. Принятые документы размещены на официальном сайте палаты. Список адвокатов и график приема направлен в соответствующие заинтересованные государственные органы.

В Совет палаты поступили сообщения адвоката Ветошкина Ю.А., а также сообщение адвоката Тейтельбаум Н.Л. о фактах вызова их для проведения допроса в качестве свидетеля по уголовным делам, в рамках которых они оказывают квалифицированную юридическую помощь доверителям. Представленные адвокатами сообщения и приложенные к ним документы, подтверждающие факты вызова адвокатов для проведения допроса, были Советом тщательно изучены. Адвокатам рекомендовано руководствоваться разъяснениями Совета Адвокатской палаты УР от 13 сентября 2011 года о действиях адвоката при вызове для проведения допроса (опроса) в качестве свидетеля. Кроме того, принято решение подготовить и направить обращение от имени Совета Адвокатской палаты УР в Следственное управление Следственного комитета РФ по УР и Прокуратуру УР о недопущении нарушения действующего законодательства при вызове адвокатов для проведения допроса либо опроса в качестве свидетеля.

Президентом палаты Талантовым Д.Н. до сведения членов Совета была доведена информация о предлагаемых поправках к проекту № 469485-7 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», которые планируются к рассмотрению на второе чтение в Государственную Думу РФ. Члены Совета детально ознакомились с текстом предлагаемого законопроекта с учетом предлагаемых поправок, высказали свои мнения и предложения по данному законопроекту и пришли к выводу о необходимости скорейшего направления во все заинтересованные государственные органы, ФПА РФ и региональные адвокатские палаты открытого обращения Совета Адвокатской палаты УР, касающегося предлагаемых к внесению в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» поправок, разместить его на официальном сайте Адвокатской палаты УР.

В предлагаемом к принятию во втором чтении законопроекте содержатся неприемлемые или сомнительные новеллы.

- Новелла законопроекта о включении в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», в соответствии с которой адвокат, статус которого прекращен, пожизненно лишается права быть представителем в суде.

Эта норма является противозаконной, очевидно противоречащей конституционному праву гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии. Представляется очевидным, что органы некоммерческой организации не могут быть наделены правом запрета на профессию. Указанная новелла грубо противоречит действующему гражданско- и арбитражно-процессуальному законодательству и законодательству об административном судопроизводстве. Лишение права заниматься определённой  деятельностью по своему содержанию является нормой уголовного либо административного наказания, применение такой меры включено в УК РФ и КоАП РФ, но ни в коем случае не может быть введено в закон, предметом регулирования которого применение мер наказания не является.

Кроме того, законопроект содержит целый ряд новелл, противоречащих действующему законодательству, либо маскирующих существующие в адвокатуре проблемы.

- Так, законопроект содержит норму, согласно которой лицо, занимающее должность президента адвокатской палаты в течение двух сроков, может вновь занять указанную должность путем избрания его президентом на собрании (конференции) адвокатов. Аналогичная норма сформулирована в отношении избрания на третий (и далее) срок президента ФПА (применительно к его избранию на Всероссийском съезде адвокатов). Полагаем, что вопрос, связанный с прекращением имеющейся в настоящее время практики фактического «самоназначения» президентов адвокатских палат, должен разрешаться в плоскости придания этому процессу свойств демократической выборности начиная с первого срока избрания президентов на соответствующих собраниях (конференциях) и Всероссийском съезде адвокатов.

- В тексте законопроекта содержатся новеллы, позволяющие Федеральной палате адвокатов выступать в качестве вышестоящего по отношению к адвокатским палатам регионов юрисдикционного органа при рассмотрении дисциплинарных производств. Кроме того, законопроектом предусмотрено аналогичное изменение юрисдикции рассмотрения дисциплинарных дел, возбужденных в отношении адвокатов, занимающих выборные должности в органах адвокатской палаты субъекта РФ. Между тем, адвокаты не являются членами Федеральной палаты адвокатов. Соответственно, Федеральная палата адвокатов не может быть наделена какими-либо дисциплинарными полномочиями в отношении названных лиц. Наделение органов ФПА РФ столь обширными дисциплинарными полномочиями может последовать не ранее, чем в адвокатуре будут восстановлены декларируемые в законе принципы законности, самоуправления и равноправия адвокатов.

- Законопроектом предусмотрен запрет на совмещение одним лицом должностей члена квалификационной комиссии и члена совета адвокатской палаты. Подобная норма оправдана, поскольку предусмотренное в ней правило позволит избежать участие на разных этапах рассмотрения дисциплинарного дела президента региональной палаты, который при существующем правовом регулировании обретает процессуальную заинтересованность в исходе дела. Вместе с тем, данный запрет предлагается установить только для адвокатских палат субъектов РФ, а для Федеральной палаты адвокатов (например – на уровне Президента Федеральной палаты, который также наделен широчайшими полномочиями в части дисциплинарного производства на всех ее стадиях), законопроектом делается неоправданное исключение. Представляется очевидным, что аналогичная норма должна быть введена и в отношении выборных должностных лиц Федеральной палаты адвокатов (запрет на одновременное совмещение ими должностей в Комиссии по этике и стандартам и в Совете Федеральной палаты).

- Представляется ошибочной новелла законопроекта о том, что при новом рассмотрении дисциплинарного дела течение сроков применения к адвокату мер дисциплинарной ответственности начинается заново со дня поступления в Федеральную палату адвокатов дисциплинарного дела. Эта норма противоречит действующему законодательству и умаляет основополагающие принципы назначения наказания. Применение ограниченных сроков дисциплинарной ответственности как института, устраняющего наказуемость проступка, связано, прежде всего, с соображениями о нецелесообразности запоздалого применения санкций по прошествии длительного временного промежутка, нивелирующего общественную опасность совершенного проступка. Применение института срока давности привлечения к ответственности не может быть поставлено в зависимость от ошибок в работе дисциплинарного органа.

В обращении Совета Адвокатской палаты УР содержится просьба к органам и должностным лицам, от которых зависит дальнейшее продвижение законопроекта, принять все находящиеся в их компетенции меры, направленные на недопустимость внесения в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» изменений, противоречащих Конституции РФ и нормам действующего законодательства РФ и устанавливающих дискриминационные ограничения конституционных прав и свобод граждан.

Текст названного обращения Совета опубликован на официальном сайте палаты.

Кроме вопросов текущей деятельности на заседании Совета Адвокатской палаты УР, состоявшемся 31 октября 2019 года, было рассмотрено 9 дисциплинарных производств, возбужденных в отношении адвокатов, по результатам рассмотрения которых приняты следующие решения:

    • в отношении 1 адвоката дисциплинарное производство прекращено в связи с отсутствием в действиях адвоката нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката;

    • в отношении 1 адвоката дисциплинарное производство прекращено вследствие отзыва жалобы, представления, обращения либо примирения лица, подавшего жалобу, и адвоката;

    • в отношении 1 адвоката дисциплинарное производство прекращено вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности, обнаружившегося в ходе разбирательства Советом или комиссией;

    • в отношении 1 адвоката дисциплинарное производство направлено квалификационной комиссии для нового разбирательства;

    • в отношении 3 адвокатов применена мера дисциплинарной ответственности в виде замечания;

    • в отношении 2 адвокатов применена мера дисциплинарной ответственности в виде предупреждения.

Очередное заседание Совета Адвокатской палаты УР состоится 26 ноября 2019 года.