Дело Дмитрия Талантова

 РЕЗОЛЮЦИЯ

о Разъяснениях № 03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы

31 мая 2019 года г. Ижевск

17 апреля 2019 года Советом Федеральной палаты адвокатов РФ были утверждены Разъяснения № 03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы (далее – «Разъяснения»).

РЕЗОЛЮЦИЯ

о Разъяснениях № 03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы

31 мая 2019 года г. Ижевск

17 апреля 2019 года Советом Федеральной палаты адвокатов РФ были утверждены Разъяснения № 03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы (далее – «Разъяснения»).

Как следует из текста указанных Разъяснений, Совет Федеральной палаты адвокатов РФ полагает, что обращения адвокатов в органы государственной власти либо в правоохранительные органы с требованием проведения проверки в отношении органов адвокатского самоуправления «демонстрируют полное пренебрежение моральными традициями адвокатуры и требованиями профессиональной этики». Также Совет Федеральной палаты адвокатов РФ указывает, что в случаях, когда авторы подобных обращений не являются членами той адвокатской палаты, положение дел в которой является предметом такого обращения, действия адвокатов следует расценивать как вмешательство адвокатов в деятельность иной адвокатской палаты.

Совет Федеральной палаты адвокатов РФ пришел к выводу, что направление адвокатами обращений в органы государственной власти либо в правоохранительные органы с требованием проведения проверки в отношении органов адвокатского самоуправления противоречит пункту 2 статьи 5, пункту 5 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката и должно являться поводом для дисциплинарного реагирования уполномоченных органов адвокатского самоуправления и возможного привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности.

Из текста Разъяснений № 03/19 следует, что после утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и опубликования на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети «Интернет» они являются обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов.

Утвержденные Советом Федеральной палаты адвокатов РФ Разъяснения прямо предусматривают возможность привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности по фактам обращения адвокатов в правоохранительные органы и даже в органы государственной власти (к числу которых в силу ст.ст. 10, 118 Конституции Российской Федерации относится суд) с требованием проведения проверки в отношении органов адвокатского самоуправления, что противоречит действующему законодательству и нарушает основополагающие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Судебная защита прав и свобод гражданина гарантирована ст. 46 Конституции Российской Федерации.

Частью 1 ст.15 Конституции Российской Федерации установлена ее высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 17, 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 19 Конституции Российской Федерации запрещены любые формы ограничения прав граждан, в том числе по признакам принадлежности к общественным объединениям, социальной принадлежности.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) указал, что каждый гражданин имеет право свободно и добровольно обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в целях защиты своих прав и законных интересов либо прав и законных интересов других лиц.

Статьей 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением. При этом пункт 1 указанной статьи предусматривает прямой запрет преследования гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Таким образом, Конституция РФ, действующее законодательство, а также правоприменительная практика не допускают произвольного, без указанных в Конституции Российской Федерации или федеральном законе оснований, ограничения права на обращение как по предмету обращения, так и по субъектному составу обращающихся лиц, а также содержат прямой запрет на преследование в связи с обращением.

Содержащиеся в Разъяснениях указания, в соответствии с которыми обращение адвоката, содержащее требование о проведении проверки в отношении органов адвокатского самоуправления, должно становиться поводом для дисциплинарного реагирования уполномоченных органов адвокатского самоуправления и может явиться основанием для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, противоречит изложенным нормам и может рассматриваться как ущемление конституционных прав членов адвокатского сообщества.

При этом, существующее правовое регулирование деятельности адвокатуры и, в частности, отсутствие демократических механизмов выборности, а также эффективного контроля за деятельностью органов адвокатского управления со стороны рядовых адвокатов ставит под сомнение саму возможность разрешения конфликтов, связанных с злоупотреблениями, в том числе финансовыми, со стороны органов адвокатского управления и их руководства способами внутрикорпоративного демократического самоуправления.

При таких обстоятельствах реализация адвокатом гарантированных ему как гражданину Российской Федерации прав и свобод не может рассматриваться как поступок, наносящий ущерб авторитету адвокатуры или подрывающей доверие к ней, и, следовательно, сам факт направления адвокатом обращения в органы государственной власти либо в правоохранительные органы с требованием проведения проверки в отношении органов адвокатского самоуправления не содержит признаков дисциплинарного проступка.

Участники научно-практической конференции адвокатов Удмуртской Республики предлагают Президенту Адвокатской палаты Удмуртской Республики:

  • принять все необходимые меры по доведению Резолюции до сведения органов управления Федеральной палаты адвокатов РФ, а также до сведения адвокатского сообщества;

  • направить в Совет Федеральной палаты адвокатов РФ обращение об отмене Разъяснения № 03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы;

  • опубликовать Резолюцию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Адвокатской палаты Удмуртской Республики с предложением ко всем членам адвокатского сообщества Российской Федерации о ее поддержке;

  • обратиться в органы государственной власти Российской Федерации с требованием о принятии находящихся в их компетенции мер, направленных на недопущение дискриминационных ограничений конституционных прав и свобод граждан, обладающих статусом адвоката.

Настоящая Резолюция принята участниками научно-практической конференции адвокатов Удмуртской Республики 31 мая 2019 года. В научно-практической конференции адвокатов Удмуртской Республики приняло участие 325 адвокатов. Резолюция принята единогласно.