Дело Дмитрия Талантова

 Протокол № 5 заседания Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики от 25 апреля 2019 года

ЗАЯВЛЕНИЕ

Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики

о Разъяснениях № 03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы

 17 апреля 2019 года Советом Федеральной палаты адвокатов РФ были утверждены Разъяснения № 03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы (далее – «Разъяснения»).

Как следует из текста указанных Разъяснений, Совет Федеральной палаты адвокатов РФ полагает, что обращения адвокатов в органы государственной власти либо в правоохранительные органы с требованием проведения проверки в отношении органов адвокатского самоуправления «демонстрируют полное пренебрежение моральными традициями адвокатуры и требованиями профессиональной этики». Также Совет Федеральной палаты адвокатов РФ указывает, что в случаях, когда авторы подобных обращений не являются членами той адвокатской палаты, положение дел в которой является предметом такого обращения, действия адвокатов следует расценивать как вмешательство адвокатов в деятельность иной адвокатской палаты.

Совет Федеральной палаты адвокатов РФ пришел к выводу, что направление адвокатами обращений в органы государственной власти либо в правоохранительные органы с требованием проведения проверки в отношении органов адвокатского самоуправления противоречит пункту 2 статьи 5, пункту 5 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката и должно являться поводом для дисциплинарного реагирования уполномоченных органов адвокатского самоуправления и возможного привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности.

Из текста Разъяснений № 03/19 следует, что после утверждения Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и опубликования на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в сети «Интернет» они являются обязательным для всех адвокатских палат и адвокатов.

Утвержденные Советом Федеральной палаты адвокатов РФ Разъяснения, прямо предусматривают возможность привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности по фактам обращения адвокатов в правоохранительные органы с требованием проведения проверки в отношении органов адвокатского самоуправления, что противоречит действующему законодательству и нарушает основополагающие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Частью 1 ст.15 Конституции Российской Федерации установлена ее высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 17, 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) указал, что каждый гражданин имеет право свободно и добровольно обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в целях защиты своих прав и законных интересов либо прав и законных интересов других лиц.

Статьей 6 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением. При этом пункт 1 указанной статьи предусматривает прямой запрет преследования гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Таким образом, Конституция РФ, действующее законодательство, а также правоприменительная практика не допускают произвольного, без указанных в Конституции Российской Федерации оснований, ограничения права на обращение как по предмету обращения, так и по субъектному составу обращающихся лиц, а также содержат прямой запрет на преследование в связи с обращением.

Содержащиеся в Разъяснениях указания, в соответствии с которыми обращение адвоката, содержащее требование о проведении проверки в отношении органов адвокатского самоуправления, должно становиться поводом для дисциплинарного реагирования уполномоченных органов адвокатского самоуправления и может явиться основанием для привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, противоречит изложенным нормам и может рассматриваться как ущемление конституционных прав членов адвокатского сообщества.

При таких обстоятельствах не вызывает сомнения, что реализация адвокатом гарантированных ему как гражданину Российской Федерации прав и свобод изначально не может рассматриваться как поступок, наносящий ущерб авторитету адвокатуры или подрывающей доверие к ней, и, следовательно, сам факт направления адвокатом обращения в органы государственной власти либо в правоохранительные органы с требованием проведения проверки в отношении органов адвокатского самоуправления не содержит признаков дисциплинарного проступка.

В связи с изложенным, Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики заявляет, что в ходе осуществления своей деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с направлениями адвокатами обращений в отношении органов адвокатского самоуправления, он будет продолжать действовать строго в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и действующего законодательства.

 

ПРЕЗИДЕНТ

АДВОКАТСКОЙ ПАЛАТЫ

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Д.Н. ТАЛАНТОВ

.