Дело Дмитрия Талантова

 

 Уважаемые коллеги!

Размещаем для сведения и ознакомления Резолюцию по результатам экспертной дискуссии «Право адвоката: что мешает защитить человека в России» в рамках VI Общероссийского гражданского форума-2018, проведенного 8 декабря 2018 года. Полагаем, что затронутые в ней вопросы и изложенные предложения представляют серьезный интерес и требуют широкого освещения, дальнейшего обсуждения и принятия мер для реализации высказанных предложений на уровне законодательного, а также корпоративного регулирования.

В Резолюции проанализированы положения законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», изложена позиция относительно возможности принятия или отклонения предлагаемых изменений в закон, сформулированы новые предложения. Также в Резолюции сформулированы актуальные предложения, направленные на совершенствование нормативной регламентации профессиональных прав адвокатов.

Обращаем внимание, что на заседании Совета Адвокатской палаты УР в августе 2018 года также рассматривался вопрос, касающийся предлагаемых изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Совет Адвокатской палаты УР по результатам изучения и анализа названного законопроекта, пришел к выводу, что часть предлагаемых в законопроекте изменений в законодательство об адвокатуре явно противоречат конституционным принципам, нарушают основополагающие принципы законности, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, закрепленные Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». По результатам обсуждения этого вопроса было подготовлено и направлено обращение на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ В.В. Володина. Позиция Совета АП УР по этим вопросам во многом совпадает с предложениями, изложенными в названной Резолюции.

С уважением,

Президент Адвокатской палаты УР Д.Н. Талантов

 

Резолюция по результатам экспертной дискуссии "Право адвоката: что мешает защитить человека в России" в рамках Общероссийского гражданского форума - 2018 г.

Москва 8 декабря 2018 г.

 

1. Участники экспертной дискуссии, проведенной в рамках ОГФ-2018, отмечают, что предложения, выработанные в результате деятельности рабочей группы ОГФ "Развитие адвокатуры", сформулированные в 2016-2017 гг., направленные от имени ОГФ различным субъектам законодательной инициативы, были в частности, учтены при разработке и принятии Федерального закона N 73- ФЗ от 17 апреля 2017 года. Так, было учтено предложение об исключении из УПК РФ процедуры допуска адвоката к участию в деле, о запрете на использование в качестве доказательств материалов адвокатского производства, об обязательном присутствии при производстве обыска, выемки и осмотра в отношении адвоката специально уполномоченного представителя адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, а также об установлении в УПК РФ обязательных требований к основаниям и порядку обыска (выемки, осмотра) и решениям об их производстве. Также были расширены полномочия адвоката-защитника в части приобщения к материалам уголовного дела заключения специалиста и фактически устранен запрет на разглашение адвокатом-защитником данных предварительного расследования, если это необходимо в связи с осуществлением им защиты подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу. Кроме того, предложения, выработанные в результате деятельности рабочей группы, были учтены при разработке и принятии Федерального закона от 01 июля 2017 N 146-ФЗ об увеличении размера административного штрафа за неправомерный отказ в предоставлении адвокату информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее 2 предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации по адвокатскому запросу с пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Предложения рабочей группы о введении аудиозаписи судебного разбирательства по всем категориям дел учтены разработчиками проектов Федеральных Законов 426094-7 и 426225-7, внесенных Президентом Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 26 марта 2018 г. и впоследствии принятых и интегрированных в положения действующего законодательства. Участники дискуссии отметили, что изменения законодательства были положительно восприняты адвокатским сообществом и лицами, которым оказывается квалифицированная юридическая помощь, однако реализация этих изменений требует дальнейшего совершенствования и корректирования практики применения соответствующих норм. 2. Участники экспертной дискуссии отметили, что 30 мая 2017 года рабочей группой в Министерство юстиции Российской Федерации были направлены предложения о введении уголовной ответственности за вмешательство в какой бы то ни было форме в адвокатскую деятельность в целях воспрепятствования осуществлению профессиональных полномочий адвоката, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. В качестве квалифицирующих признаков соответствующего деяния предложено установить совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору либо лицом с использованием своего служебного положения, а в качестве особо квалифицирующих признаков - те же деяния, совершенное с применением насилия, (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 295 и 296 УК РФ). Кроме того, было предложено ввести административную ответственность за вмешательство в какой бы то ни было форме в адвокатскую деятельность в целях воспрепятствования осуществлению адвокатом его профессиональных полномочий, в том числе неправомерный отказ в предоставлении адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом информации, предоставление 3 которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное предоставление такой информации либо предоставление заведомо недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Участники экспертной дискуссии обратили внимание на необходимость скорейшего принятия этих законопроектов, направленных в Министерство юстиции Российской Федерации, где они получили поддержку. 3. Участники экспертной дискуссии отметили, что до сих пор не реализованными остались следующие, ранее сформулированные предложения рабочей группы, направленные на совершенствование нормативной регламентации профессиональных прав адвоката, которые также нуждаются в скорейшем обсуждении и введении в текст законодательных актов. К ним относятся следующие предложения: - об исключении возможности привлечения адвоката к ответственности за непредставление сведений (информации), составляющих адвокатскую тайну, по запросу должностных лиц государственных органов и иных лиц; - об установлении дополнительных законодательных гарантий невозможности привлечения адвоката к ответственности за выраженное им при осуществлении профессиональной деятельности мнение, кроме случаев, когда судом установлена вина адвоката в совершении преступных действий, либо когда в рамках дисциплинарного производства установлен факт виновного нарушения адвокатом положений действующего законодательства или требований профессиональной этики; - о конкретизации перечня лиц, связанных с адвокатом, на которых распространяется государственная защита, путем включения в него родственников и близких лиц и расширении перечня государственных органов, осуществляющих защитительные мероприятия; - об установлении условия привлечения адвоката, как специального субъекта, осуществляющего публично-правовую функцию по обеспечению конституционной гарантии оказания квалифицированной юридической помощи, к 4 уголовной или административной ответственности лишь при наличии согласия уполномоченного органа адвокатского самоуправления, с предоставлением этому органу права отказать в даче согласия, в случае, если будет установлено, что инкриминируемое адвокату деяние является правомерным осуществлением им профессиональной деятельности; - о включении в перечень лиц, не подлежащих вызову и допросу в качестве свидетелей, доверителя адвоката, по вопросам, касающимся содержания его общения с адвокатом, содержания рекомендаций, данных адвокатом, планируемых и осуществляемых адвокатом действий по представлению и защите законных интересов доверителя; - об ответственности за нарушение прямого законодательного запрета на истребование от адвоката-защитника при встречах с подзащитным, находящимся под стражей, иных документов, помимо удостоверения адвоката и ордера, и о придании удостоверению адвоката статуса документа, удостоверяющего личность и предоставляющего право беспрепятственного доступа во все организации и учреждения в связи с осуществлением профессиональной деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи; - об установлении законодательного запрета на производство оперативно-розыскных мероприятий и на применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также следственных действий в отношении адвоката без предварительного судебного разрешения; - об установлении процессуальной санкции в виде запрета на направление уголовного дела в суд, в случае отказа в удовлетворении ходатайства адвоката-защитника о проверке и приобщении к материалам дела собранной им доказательственной информации и отказа в использовании этой информации в процессе доказывания, когда согласно ст. 159 УПК РФ, в удовлетворении соответствующего ходатайства не может быть отказано; - о введении судебного порядка дачи разрешения на получение адвокатом-защитником ответа на запрос, справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, если они содержат 5 государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, либо о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами и иных сведений, содержащих информацию ограниченного доступа, о сокращении срока получения ответа на запрос адвоката; - об установлении судебного порядка привлечения к административной ответственности за непредставление сведений по запросу адвоката, в случае если субъектом правонарушения являются должностные лица органов прокуратуры, а также следственных органов и органов дознания; - об исключении нормативных положений, согласно которым встреча адвоката-защитника с подзащитным по решению дознавателя или следователя может быть сокращена до двух часов, о разрешении адвокату проносить на территорию места содержания под стражей персональные компьютеры для совместного с подзащитным изучения материалов уголовного дела и составления процессуальных документов, о запрещении производства оперативно-розыскных мероприятий во время встреч адвоката с доверителем, о конкретизации перечня оснований для осуществления перлюстрации переписки адвоката с его доверителем, содержащимся под стражей, о детализации оснований и порядка проведения личного досмотра адвоката при посещении мест содержания под стражей; - о разрешении адвокату-защитнику при участии в следственных и процессуальных действиях без ограничений применять технические средства для фиксации хода и результатов этих действий, о детализации содержания профессионального права адвоката-защитника на применение технических средств в ходе расследования и рассмотрения уголовного дела, о разрешении иным лицам по поручению адвоката-защитника осуществлять киносъемку, видеосъемку и аудиозапись; - о детализации содержания права адвоката-защитника на ознакомление с материалами уголовного дела в процессе предварительного расследования с расширением перечня документов, с которыми он вправе знакомиться, включая 6 возможность изготовления их копий либо получения таковых от следователя (дознавателя); - об уточнении содержания профессионального права адвоката-защитника на ознакомление с материалами уголовного дела по завершению предварительного расследования путем введения процедуры ознакомления, исключающей произвольное изменение и дополнение материалов дела, об уточнении перечня оснований, по которым может быть ограничено право адвоката-защитника получать и хранить при себе копии из материалов дела. 4. Участники экспертной дискуссии, обсудив Проект Федерального закона № 469485-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Далее - Законопроект) отмечают, что Законопроект затрагивает ряд проблем организации адвокатуры, разрешение которых действительно требуется в целях формирования условий для прогрессивного развития этого института гражданского общества в Российской Федерации. В то же время, проведенное рабочей группой обобщение публично высказанных мнений по вопросам, которые призван разрешить Законопроект, основанное на содержащихся в официальных отзывах Правительства РФ, Совета Федеральной палаты адвокатов РФ, Совета Адвокатской палаты города Москвы, советов ряда других адвокатских палат субъектов РФ и общественных объединений адвокатов правовых позициях, а также на анализе содержания публикаций в научно-практической литературе и СМИ и изучении материалов ранее проведенных рабочей группой мероприятий, показывает, что Законопроект, наряду с вопросами, которые нашли поддержку у большинства представителей адвокатского сообщества, содержит предложения, относительно которых в настоящее время в адвокатском сообществе ведется острая дискуссия, в ходе которой высказываются полярные точки зрения. При этом, Пояснительная записка к Законопроекту по этим дискуссионным вопросам не содержит убедительных доводов относительно необходимости введения в закон соответствующих изменений. 7 Проведенное обобщение показало следующее: 1. По вопросу об уточнении требований к адвокатам, учреждающим коллегию адвокатов. В числе положительных свойств предложенных в Законопроекте изменений, обращается внимание на: - появление возможности привлекать в качестве учредителей молодых адвокатов; - упрощение создания коллегий адвокатов; - создание условий для перехода в адвокатуру сложившихся коллективов, частнопрактикующих юристов. Отрицательных свойств предложенных в Законопроекте изменений по данному вопросу и возражений относительно их принятия не выявлено. На основании вышеизложенного представляется необходимым предложить принять соответствующие изменения, и, при этом, предусмотреть аналогичное решение относительно пятилетнего стажа адвокатской деятельности для учредителей адвокатских кабинетов ввиду отсутствия требований наличия пятилетнего стажа для руководителей других адвокатских образований и органов адвокатского самоуправления, а также для предотвращения дискриминации адвокатских кабинетов. 2. По вопросу об установлении порядка образования и деятельности адвокатского бюро. В числе положительных свойств предложенных в Законопроекте изменений, обращается внимание на: - приспособление адвокатского бюро для ведения необходимых для эффективного осуществления адвокатской деятельности бизнес- процессов; - возможность установления разного статуса партнеров. Отрицательных свойств предложенных в Законопроекте изменений по данному вопросу и возражений относительно их принятия не выявлено. На основании вышеизложенного представляется необходимым предложить принять соответствующие изменения, и, при этом, установить различия в правовом статусе адвоката-партнера и адвоката- 8 участника, а также установить полномочия по принятию Устава органом бюро. 3. По вопросу об установлении возможности включения в соглашение условия о зависимости вознаграждения от результата оказания адвокатом юридической помощи. В числе положительных свойств предложенных в Законопроекте изменений, обращается внимание на: - расширение возможности граждан на доступ к юридической помощи; - обеспечение правовой защиты соответствующего режима установления гонорара адвоката. К замечаниям по данному предложению следует отнести мнение о том, что в законе уже перечислены все существенные условия соглашения, в том числе, размер оплаты, в то же время с данным замечанием невозможно согласиться ввиду его голословности и того, что оно не учитывает специфику правового режима "гонорара успеха". Отрицательных свойств предложенных в Законопроекте изменений по данному вопросу не выявлено. На основании вышеизложенного представляется необходимым предложить принять соответствующие изменения, и при этом установить возможность применения этого вида вознаграждения адвоката только по имущественным спорам и полностью исключить возможность установления «гонорара успеха» по уголовным делам. Также предлагается дополнить действующее законодательство положением о том, что договор об оказании юридической помощи, в том числе, предусматривающий установление "гонорара успеха", может быть оспорен в судебном порядке только его сторонами, а также установить, что право на оспаривание такого договора по основаниям, связанным с нарушением интересов государства, в том числе, путем необоснованного установления в нем условия о "гонораре успеха", возникает у уполномоченных органов государства только при наличии вступившего в законную силу решения совета адвокатской палаты субъекта РФ о привлечении адвоката к 9 дисциплинарной ответственности в связи с заключением или исполнением соответствующего договора, либо в случаях, когда адвокат вступившим в законную силу приговором суда признан виновным в совершении преступления, совершённого под прикрытием соответствующего договора. 4. По вопросу об уточнении правового статуса стажера адвоката и помощника адвоката и роли ФПА РФ в его правовом регулировании. В числе положительных свойств предложенных в Законопроекте изменений, обращается внимание на необходимость установления единого для всей России порядка прохождения стажировки и работы в качестве помощника адвоката, а также исключение установления не предусмотренных требований, предъявляемых к соискателям соответствующего статуса. Отрицательных свойств предложенных в Законопроекте изменений по данному вопросу и возражений относительно их принятия не выявлено. На основании вышеизложенного представляется необходимым предложить принять соответствующие изменения, но при этом: - уточнить правовой статус стажера адвоката и помощника адвоката именно в тексте Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; - четко обозначить в тексте закона правовой статус и полномочия стажера и помощника адвоката, назначение стажировки; - установить в законе базовые требования к программе стажировки, круг прав, обязанностей, порядок материального стимулирования адвоката-куратора; - определить пределы контроля органов адвокатского самоуправления за деятельностью стажера и помощника адвоката; - определить порядок выдачи удостоверения стажера адвоката и помощника адвоката; - установить право стажера адвоката и помощника адвоката работать по совместительству, если такая работа не наносит ущерб авторитету адвокатуры; 10 - закрепить в законе правовые нормы, направленные на установление дополнительных гарантий сохранения адвокатской тайны стажерами и помощниками адвоката; - установить, что стажировка в адвокатуре может основываться как на гражданско-правовом, так и на трудовом договоре, а также то, что условия гражданско-правового договора устанавливаются адвокатскими образованиями с соблюдением требований законодательства. 5. По вопросу о расширении количественного состава Совета ФПА РФ с тридцати до тридцати трех членов. Относительно положительных и отрицательных свойств предложенных в Законопроекте изменений мнений не высказано. На основании вышеизложенного представляется необходимым предложить принять соответствующие изменения, но, при этом, уточнить обоснование в части количественных показателей, учитывая значимость поставленной в Законопроекте цели - обеспечения более широкого представительства региональных адвокатских палат и вовлечения в деятельность органов адвокатского самоуправления лиц, пополняющих состав адвокатуры. 6. По вопросу об уточнении полномочий Президента ФПА РФ в рамках его деятельности при проведении Всероссийского съезда адвокатов. Относительно положительных свойств предложенных в Законопроекте изменений, высказывается мысль о том, что предложение обусловлено действительно существующей необходимостью уточнения правового статуса Президента ФПА РФ в рамках его фактически осуществляемой деятельности при проведении Всероссийского съезда адвокатов. Отрицательных свойств предложенных в Законопроекте изменений, и предложений о его доработке в этой части не выявлено. На основании вышеизложенного представляется необходимым предложить принять соответствующие изменения в предложенной разработчиками законопроекта редакции. 11 7. По вопросу об уточнении порядка приостановления статуса адвоката и правового статуса адвоката, приостановившего статус. Относительно положительных свойств предложенных в Законопроекте изменений, указывается на: -закрепление фактически существующего в «наиболее прогрессивных» адвокатских палатах порядка; - упрощение приостановления статуса адвоката; - создание единых условий для адвокатов, приостанавливающих статус. Отрицательных свойств предложенных в Законопроекте изменений, и предложений не выявлено, за исключением того, что в настоящее время в юридической науке окончательно не завершена дискуссия о том, должна ли влечь возможность лица быстрого возврата к занятию адвокатской деятельностью путем возобновления статуса одновременное установление для него обязанности соблюдать в период приостановления статуса нормы Кодекса профессиональной этики адвоката и в каком именно объеме. На основании вышеизложенного представляется необходимым предложить принять соответствующие изменения, но, при этом: - установить обязанность территориального органа юстиции хранить удостоверение и осуществить его выдачу при возобновлении статуса не позднее определенного срока; - сократить срок для возможности возобновления приостановленного статуса до двух месяцев; - уточнить, что приостановление статуса адвоката не влечет за собой приостановление действия гарантий, предусмотренных ч. 3 ст. 8 Закона, поскольку это уже предусмотрено законом; - уточнить норму в части приостановления статуса членов органов управления адвокатским образованием и адвокатского самоуправления, дополнить закон относительно случаев, при которых сдача удостоверения неосуществима; - четко определить в законе обязанности, которые предполагается возложить на адвоката с приостановленным статусом. 12 8. По вопросу об уточнении порядка изменения членства в адвокатской палате, введение дополнительных условий для изменения членства в адвокатской палате для лиц с адвокатским стажем менее 5 лет. Относительно положительных свойств предложенных в Законопроекте изменений, указывается на то, что они могут явиться способом прекращения различных манипуляций с целью необоснованно "облегчить" сдачу экзамена на статус адвоката, а также отмечается, что первая редакция Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" ограничивала переход адвоката из палаты в палату в течение двухлетнего срока практики. Среди отрицательных свойств предложенных в Законопроекте изменений, возражений и замечаний выявлены следующие: - поправки не решат проблемы, которые призваны решить; - в Законопроекте не определены сроки и критерии, по которым принимается решение, порядок предварительного согласования решения с ФПА РФ, что создаёт неопределённость и возможность для произвола; - при принятии предложений будет ограничено конституционное право на свободу передвижения и выбор места жительства и пребывания, нарушены нормы, гарантирующие единство экономического пространства; - произойдет чрезмерное и необоснованное усложнение деятельности ФПА РФ по согласованию соответствующих переходов адвокатов из одной адвокатской палаты в другую; - ограничение права не может быть обусловлено лишь недобропорядочной практикой сдачи экзамена. На основании вышеизложенного представляется необходимым предложить отклонить соответствующие изменения, при этом предложить Федеральной палате адвокатов РФ внести изменения в порядок сдачи квалификационного экзамена и предусмотреть в нем способы усиления контроля за его принятием: в частности - установить требование о проведении экзамена путем использования автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов сдачи квалификационного экзамена. 13 9. По вопросу о введении возможности переизбрания президента на третий и более срок на общем собрании (конференции) палаты или Всероссийском съезде адвокатов, отмена правила "двух сроков". Относительно положительных свойств предложенных в Законопроекте изменений, указывается на то, что: - адвокаты способны самостоятельно, без избыточных законодательных ограничений, решать вопрос о руководителях корпорации; - фактически сложившуюся модель управления палатами поправки не меняют, поскольку большинство палат пошли по пути сохранения руководителей на постах более двух сроков, и этот процесс нужно вводить в законные рамки; - выгоды от абсолютности демократических принципов становятся неочевидными и входят в противоречие с целями стабильного развития; - предлагается решение возникших проблем с учетом устоявшихся веками национальных реалий, позволяя сохранить накопленные опыт и традиции, обеспечивая стабильность и процветание, что представляет собой шаг вперед в сравнении с неопределенностью. В то же время, значительная часть представителей адвокатского сообщества выражает несогласие с последними тремя приведенными выше тезисами, в связи с чем среди отрицательных свойств предложенных в Законопроекте изменений и предложений, отмечаются следующие положения: - предложенными изменениями нарушаются принципы корпоративности и демократического устройства адвокатуры, а также принцип равноправия адвокатов, изменения рушат модель организации адвокатуры; - сменяемость власти - достижение цивилизации, гарантия соблюдения подлинной демократии, а адвокатура должна быть образцом соблюдения демократических процедур; - за рубежом, при коротких сроках президентства, при смене президента, стабильность организации адвокатуры не нарушается. Об этом же свидетельствует и опыт тех адвокатских палат субъектов РФ, где должным образом соблюдено требование сменяемости руководства; 14 - президент ФПА РФ и президенты адвокатских палат субъектов РФ не должны утрачивать связь с профессией, именно отсюда начинается недопонимание между руководителями органов адвокатского самоуправления и практикующими адвокатами; - двух президентских сроков достаточно, чтобы президент мог со своей командой внести вклад в развитие сообщества; - право каждого адвоката быть избранным в органы адвокатского самоуправления приобретает иллюзорный характер; - президент палаты является не единоличным (единоначальным) руководителем, а главой коллегиального органа - первым среди равных, поэтому порядок его избрания не должен отличаться от порядка избрания самого коллегиального органа. На основании вышеизложенного представляется необходимым предложить существенно скорректировать предложенные Законопроектом изменения. В частности, были высказаны следующие предложения: - предусмотреть возможность выборов президентов ФПА РФ и адвокатских палат субъектов РФ с помощью голосования на заседании Всероссийского съезда адвокатов и собрания (конференции) адвокатов, начиная с первого срока избрания на должность, при этом предоставить вновь избранному президенту право сразу же после его избрания предложить состав совета соответствующей палаты; - предоставить адвокатам право самовыдвижения кандидатуры в члены совета ФПА РФ или адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, либо возможность выдвижения кандидатуры инициативной группой; - сохранить запрет на занятие должности Президента Федеральной палаты адвокатов РФ и адвокатской палаты субъекта РФ более двух сроков; - учитывая наличие технической возможности применения адвокатами электронных цифровых подписей и (или) разработки способов достоверной идентификации адвоката как голосующего лица, с сохранением, при этом в тайне результатов его голосования, рассмотреть вопрос о возможности 15 введения прямых выборов президента ФПА РФ, членов Совета ФПА РФ, президентов и членов советов адвокатских палат субъектов РФ. 10. По вопросу о расширении полномочий ФПА РФ при осуществлении дисциплинарного производства. Относительно положительных свойств предложенных в Законопроекте изменений, указывается на то, что: - предусмотренное законом право Президента ФПА РФ возбуждать дисциплинарные производства нуждается в эффективном механизме реализации, а в Законопроекте речь идет только об этом узком сегменте – дисциплинарных производствах, возбужденных президентом ФПА РФ; - сравнения предлагаемой процедуры с судебными процедурами некорректны; - перед адвокатурой остро стоит задача добиться единства дисциплинарной практики; - правило о возможности роспуска совета региональной палаты уже установлено, не следует делать из этого правила исключение именно в части дисциплинарного производства; - в настоящее время адвокат, если исходить из норм КПЭА, лишается возможности оспорить решение совета адвокатской палаты субъекта РФ по дисциплинарному производству, если нет процессуальных нарушений; - в ряде случае адвокаты сами просят ФПА РФ вмешаться и защитить их интересы, нарушенные на уровне региона. В то же время, значительная часть представителей адвокатского сообщества выражает несогласие с приведенными выше тезисами, указывая среди отрицательных свойств предлагаемых Законопроектом изменений, в частности, на следующие обстоятельства: - ФПА РФ, как вышестоящей инстанции, планируется предоставить беспрецедентные по объему полномочия, которые не характерны для любых судебных и квазисудебных органов, при отсутствии разумного обоснования для этого; 16 - возможность «обнуления» сроков привлечения к ответственности при пересмотре дела ФПА РФ не соответствует требованию правовой определенности; - обеспечивать единство дисциплинарной практики следует рекомендациями и разъяснениями КЭС, утвержденными Советом ФПА РФ; - адвокаты являются членами адвокатских палат соответствующего субъекта, иная палата не обладает в отношении членов посторонних палат дисциплинарными полномочиями; - предложение необоснованно ограничивает самостоятельность адвокатских палат, противоречит принципам независимости, самоуправления, корпоративности; - предлагается беспрецедентная система, абсолютно лишающая усмотрения правоприменителя, которому придется пересматривать дело повторно, что говорит об антиправовом подходе, рушащим концепцию системы пересмотра, основанную на распределении полномочий; - поправки могут быть использованы для подавления тех, кто имеет свое мнение и состоит в относительной оппозиции или конфликте с руководством ФПА РФ; - предлагаемые к разрешению вопросы подлежат в силу пункта 2 статьи 4 Закона регулированию КПЭА, а не Закона. При таких обстоятельствах представляется необходимым отклонить предложенные дополнения и рассмотреть возможность наделения ФПА РФ, в лице Комиссии по этике и стандартам либо специально созданного коллегиального органа, универсальными полномочиями "апелляционной инстанции" по пересмотру решений органов адвокатских палат субъектов РФ – по аналогии с компетенцией соответствующих судов. 5. Обсуждение в ходе экспертной дискуссии иных актуальных проблем, связанных с организацией адвокатуры и адвокатской деятельностью, позволило сформулировать следующие предложения для их дальнейшего обсуждения и реализации в деятельности органов адвокатского самоуправления (в том числе, где это необходимо, в рамках законотворческой деятельности): 17 - возможность осуществления общественной экспертизы корпоративных актов адвокатских палат субъектов Российской Федерации с целью установления в них норм, нарушающих или необоснованно ограничивающих права адвокатов, упорядочивания процесса принятия корпоративных актов адвокатских палат в направлении его большей открытости, для чего предусмотреть обязательность организации широкого обсуждения наиболее значимых корпоративных актов адвокатских палат перед их принятием, предоставить адвокатам право инициировать рассмотрение и принятие корпоративного акта в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (например, в случае, если с предложением о принятии акта, выступает группа адвокатов, составляющая не менее десяти процентов от общего состава членов адвокатской палаты); - в целях предотвращения конфликта интересов разработать и ввести в законодательство нормы, предотвращающие возможность привлечения к выполнению обязанностей члена совета адвокатской палаты, члена квалификационной комиссии, члена ревизионной комиссии родственников или свойственников президента или вице-президента соответствующей адвокатской палаты; - установить обязанность адвокатских палат субъектов Российской Федерации заблаговременно информировать членов палаты о заседаниях и готовящихся к принятию актах, а также обеспечивать возможность участия в заседаниях органов адвокатских палат всех желающих принять в них участие адвокатов-членов палаты, при условии предварительной регистрации адвокатов для участия в заседании; - установить единый для всех адвокатских палат порядок избрания делегатов на конференцию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с тем, чтобы было обеспечено представительство делегатами интересов всех членов палаты, вне зависимости от избранной ими формы адвокатского образования; - в целях предотвращения невыполнения поручений адвокатской палаты, делегатами, направленными ею на Всероссийский съезд адвокатов, рассмотреть вопрос об установлении контрольного механизма за результатами голосования делегатов - представителей адвокатских палат; 18 - рассмотреть вопрос о введении в отношении адвокатов налогового режима, установленного для самозанятых граждан, что предполагает льготное налогообложение по ставке 4 % при оказании юридической помощи физическим лицам и 6 % при оказании помощи юридическим лицам, а также возможность отказаться от уплаты взносов в фонды медицинского и социального страхования; - рассмотреть вопрос о предоставлении адвокатам, осуществляющим адвокатскую деятельность в составе адвокатских образований, возможности применения налогового режима упрощенной системы налогообложения, с возможностью конкретного адвоката самостоятельно выбирать параметры применения данной системы применительно к его деятельности; - рассмотреть вопрос о введении в положения Кодекса профессиональной этики адвоката презумпции добросовестности адвоката применительно к дисциплинарному производству, а также требования об учете мнения доверителя при принятии решения по дисциплинарному производству в отношении адвоката; - рассмотреть вопрос об установлении в Кодексе профессиональной этики адвоката условий, при которых возможно применение меры дисциплинарной ответственности в виде прекращения статуса адвоката (как правило, при предательстве интересов доверителя); - в целях создания условий для усиления дифференциации дисциплинарной ответственности адвоката, рассмотреть вопрос о дополнении положений Кодекса профессиональной этики адвоката новыми санкциями, альтернативными прекращению статуса адвоката, в частности - временным приостановлением права на занятие адвокатской деятельностью или введением штрафных санкций; - предусмотреть в п. 4 ст. 19 Кодекса профессиональной этики адвоката возможность заявления адвокатом ходатайства о проведении рассмотрения дисциплинарного дела в отношении адвоката, в открытом режиме, в случаях когда доверитель адвоката согласен на такую форму рассмотрения дела, а также когда из обстоятельств дела следует, что в рамках его рассмотрения дела не может быть нарушена адвокатская тайна; - учитывая, что характерными проявлениями дискриминации адвокатских кабинетов со стороны адвокатских палат являются установление повышенных 19 ежемесячных взносов, запрещение арендовать рабочее место вне юридического адреса нахождения адвокатского кабинета и (или) запрещение арендовать рабочее место совместно с лицами, не имеющими статус адвоката при соблюдении адвокатами правил сохранения тайны в отношении материалов адвокатских производств, а также установление запрета на осуществление защиты по назначению или введение различного рода ограничительных мер на принятие адвокатами, осуществляющими свою деятельность в адвокатских кабинетах, соответствующих поручений, предлагается предпринять меры по установлению законодательных и корпоративных гарантий, направленных на предотвращение дискриминации адвокатов, осуществляющих свою деятельность в адвокатских кабинетах, со стороны отдельных адвокатских палат; - в целях обеспечения равномерного распределения дел по назначению с учетом принципа равноправия адвокатов и обеспечения независимости адвокатов от действий и решений назначающих их органов и их должностных лиц, предпринять меры, направленные на закрепление в законодательстве положения об утверждении автоматизированной информационной системы как единственного способа распределения соответствующих дел; - рассмотреть вопрос о создании в структуре ФПА РФ подразделения, которое может в оперативном порядке оказывать обратившимся адвокатам информационно-консультационную и научно-методическую поддержку; - рассмотреть вопрос о формировании в ФПА РФ и адвокатских палатах субъектов РФ комиссий по вопросам оказания помощи адвокатам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предусмотреть в положениях Закона и (или) корпоративных актах возможность предоставления адвокатам, попавшим в такую ситуацию, материальной помощи, установления в индивидуальном порядке отсрочки или рассрочки уплаты ежемесячных взносов на содержание органов адвокатского самоуправления. Участники экспертной дискуссии отмечают, что законопроект 469485-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" является хорошим поводом для обсуждения и реализации сформулированных в настоящей Резолюции идей, часть из которых 20 закреплена в проекте Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, и которые призваны способствовать усилению необходимых гарантий независимой и эффективной адвокатской деятельности, демократизации корпоративных процедур и деятельности органов адвокатского самоуправления. Участники экспертной дискуссии отметили, что Резолюцию, подготовленную по ее результатам, необходимо направить субъектам законодательной инициативы, в органы адвокатского самоуправления и общественные объединения адвокатов для использования в законотворческой и научно-практической деятельности, а также осуществить ее максимально широкое распространение среди представителей адвокатского сообщества и иных заинтересованных лиц. Координаторы рабочей группы ОГФ В.В. Клювгант "Развитие адвокатуры" А.В. Рагулин